Владислав Ходасевич
Игорь Северянин и футуризм
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т.
Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906-1922. -М.: Согласие, 1996.
Составление и подготовка текста И. П. Андреевой, С. Г. Бочарова.
Комментарии И. П. Андреева, Н. А. Богомолова
OCR Бычков М. Н.
Поэзия Игоря Северянина в последнее время привлекала к себе усиленное внимание печати и
общества. Как в сочувственных поэту, так и во враждебных ему отзывах критики неизменно слышалось
слово "футуризм", и вот в связи с этим нам хотелось бы хотя в самой приблизительной схеме установить
истинное отношение Игоря Северянина к футуризму. Чтобы не разбрасываться, я совершенно не буду
касаться тех причин, благодаря которым возник итальянский футуризм, так сказать, оригинал нашего
переводного футуризма. Я не буду говорить о законности или незаконности его возникновения как
протеста против удушливой власти традиции, -- между прочим потому, что такой протест является одной
из причин возникновения всех новых течений в искусстве. Я сознательно ограничиваю свою тему, и мне
в данную минуту нет никакого дела до того, что есть футуризм вообще. В связи с занимающим нас
вопросом о творчестве Северянина я беру футуризм только как течение, которое уже достаточно
проявило себя в нашей литературе и может быть рассматриваемо совершенно изолированно, вне всякой
связи с общественными и психологическими причинами его зарождения. Может быть, проследить эти
причины и некоторые возможности футуризма, им не осуществленные, было бы гораздо интереснее, чем
говорить о футуризме в таком виде, каков он есть, но здесь мы ограничимся лишь тем, что
подсказывается заголовком нашей статьи.
Тот футуризм, к которому русское общество проявляло в последнее время такой интерес, начался
в действительности много раньше. Еще в 1910 году вышел сборник "Садок судей". С момента появления
этой книжечки и ведет свое летосчисление русский футуризм, точнее -- московская, еще точнее -кубофутуристическая
его фракция. Однако слово "футуризм" впервые произнесено не сотрудниками
"Садка судей", а несколько позднее, в Петербурге, Игорем Северянином. Там он основал "академию
эгофутуризма", впоследствии им же распущенную. Выйдя из нее, Северянин, как новый Ломоносов,
"отставил от себя академию", с уходом его распавшуюся. С другой стороны, обе фракции футуристов,
первоначально враждовавшие между собой, ныне объединились в новом литературном органе, ставшем
как бы официозом российского футуризма.
Таково, так сказать, историческое отношение Игоря Северянина к футуризму. Но, конечно, не
внешней принадлежностью к той или иной группе и не местом, где печатает свои произведения данный
автор, определяется его истинное место в литературе. Особенно последнее в значительной мере зависит
от случая. Гораздо важнее то, совпадают ли принципы поэзии Северянина с принципами
футуристической группы, другими словами -- футуристичны ли содержание и форма его стихов.
Чтобы хоть приблизительно разобраться в этом вопросе, нам необходимо установить, что такое
самый футуризм.
Самый общий и самый простой ответ напрашивается сам собой: футуризм есть новая
литературная школа, несущая новые, доселе неизвестные приемы художественного творчества.
Насколько успели нам пояснить футуристы, в основу их новой школы полагаются следующие
главнейшие принципы: 1) непримиримая ненависть к существующему языку, ведущая к разрушению
общепризнанного синтаксиса и такой же этимологии, 2) расширение и обогащение словаря и 3)
разрушение стихотворного канона и создание нового поэтического размера.
Возражения, которые должны быть здесь сделаны футуризму, очень просты, и потому мне до
некоторой степени придется повторить то, что в разное время было уже сказано мною самим и другими
лицами. Разрушение синтаксиса, во-первых, не ново, ибо о нем говорил уже Стефан Маллармэ, а вовторых,
в полном объеме да еще, так сказать, катастрофически -- неосуществимо, ибо неминуемо
поведет к тому, что мы просто перестанем понимать друг друга. Можно предположить, что со временем
психология осветит нам природу синтаксиса и откроет возможность углубления и пересоздания его; но
Стр.1