Экономика и финансы Оценка последствий возврата к регулированию ставок в морских портах РФ В. Б. <...> Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) И. В. Терешко, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ М. В. <...> Гуторова, эксперт-аналитик департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Перспективы развития рынка стивидорных услуг в России неоднозначны вследствие изменившейся позиции отдельных государственных органов и появления инициативы по возврату регулирования ставок на перевалку. <...> Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выступила с позицией о необходимости вернуть регулирование ставок на перевалку в портах. <...> Причиной такого решения стало необоснованное, по мнению регулятора, завышение ставок стивидорными компаниями, что привело к снижению объемов перевалки. <...> В дополнение регулирующим органом была разработана новая методика расчета ставок с учетом реальных затрат компаний, которая, по мнению авторов методики, должна способствовать установлению на рынке экономически обоснованных тарифов на услуги. <...> Согласно публикуемому ФедеральВ ным агентством морского и речного транспорта Реестру [1], сегодня в России насчитывается 67 морских портов. <...> В одном порту могут действовать от одной (порты Кандалакша, Витино, Беринговский и др.) до 33 (порт Калининград) стивидорных компаний. <...> До 2013 г. стоимость стивидорных услуг регулировалась Федеральной службой по тарифам (ФСТ), устанавливавшей предельные ставки на перевалку грузов. <...> Поворотным моментом для стивидоров стало принятое в 2013 г. решение государственных органов об изменении формы регулирования с прямого установления ставок тарифов на мониторинг предельного уровня ставок. <...> В результате в течение двух лет стоимость услуг по перевалке в большинстве портов была дерегулирована [2–6]. <...> Исключение составил ряд портов Дальнего Востока и Крайнего <...>