Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

"Сб. Т(оварищест)ва ""Знание"". книга 7"

0   0
Первый авторХодасевич Владислав Фелицианович
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID5692
Кому рекомендованоКритика
Ходасевич, В.Ф. "Сб. Т(оварищест)ва ""Знание"". книга 7" : Статья / В.Ф. Ходасевич .— : [Б.и.], 1906 .— 10 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5692 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владислав Ходасевич Сб. <...> Здесь -- "Дети солнца", новая драма Максима Горького, и рядом рассказы Скитальца, Кипена, стихи Бунина и др., -- ничего не значащие, ничего не говорящие страницы скучных стихов и дряблой прозы. <...> Давно ли Горький обращался к нам с формулами о всемогуществе "Человека", такими наивно-скучными? <...> Но вот теперь в новой пьесе слышатся уже иные слова, видится приближение к жизни. <...> Но здесь, на земле, темной, тяжкой, всевластной, где взрыхленные поля залиты потом и кровью, где так больно живется на острых, окровавленных ребрах городских камней, они стали бледными, вялыми, хилыми. <...> Горький увидел уже с ясностью, что "человеки", низведенные на землю, еще слабее "бедных детей земли", слабее потому, что они лишены всякой способности к активному утверждению своей личности. <...> Сойдя на землю вместе с новоприбывшими "детьми солнца", Горький встретил ее аборигенов, живых людей, пусть истомленных, но, как Антей, близких матери -- Гее. <...> Он полюбил новых знакомцев, полюбил, быть может, за муки, но еще больше за то, что нашел у дряхлых детей земли ту изумительную чуткость душ, которой нет и не было у солнечных младенцев. <...> Теперь для Горького открылись бездны человеческого духа, где все миры объединены в одной тайне. <...> Он заслышал уже шелест черных крыльев в Лизиной душе, увидел жизнь прекрасною, ибо сорвал с ее тела мишурные одежды, в которые рядили ее его прежние герои. <...> Теперь Горький сознал, что жизнь не такова, какой изобразит ее Вагин в своей картине, что только Лиза видит ее истинные пути... <...> Чепурной, обладатель жизненной правды, наклоняется к темным безднам Лизиной души, утонченной и глубинной, и видит жизнь и любит Лизу -- за правду. <...> Но по простоте своей она думает, что если он не наш, не родной брат нам по духу, если и он, и его книжки ей непонятны, то он больше ее, что он -- не человек, но выше человека. <...> И когда в грохоте погрома, в смерти Чепурного, Жизнь обрушивается на "детей <...>
Сб._Т(оварищест)ва_Знание._книга_7.pdf
Владислав Ходасевич Сб. Т<оварищест>ва "Знание". книга 7 СПб. 1905. 1 р. Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906-1922. -М.: Согласие, 1996. Составление и подготовка текста И. П. Андреевой, С. Г. Бочарова. Комментарии И. П. Андреева, Н. А. Богомолова OCR Бычков М. Н. В каждой книжке "Знания", кроме, кажется, четвертой и шестой, среди однообразно серой массы, есть по одному интересному произведению. То же и с седьмой книгой. Здесь -- "Дети солнца", новая драма Максима Горького, и рядом рассказы Скитальца, Кипена, стихи Бунина и др., -- ничего не значащие, ничего не говорящие страницы скучных стихов и дряблой прозы. Но зато драма Горького -- истинно примечательна. В ней хочется отметить уже некоторый поворот в творчестве Горького, поворот значительный и ценный. Давно ли Горький обращался к нам с формулами о всемогуществе "Человека", такими наивно-скучными? Давно ли проповедовал "полеты в небо", прочь от земли, от земных исстрадавшихся душ? Наконец, давно ли он смешивал мещан с изнуренными? Но вот теперь в новой пьесе слышатся уже иные слова, видится приближение к жизни. Горький раньше знал только отвлеченных людей, если так можно сказать -- беспочвенных. Теперь он поселил их на земле. Протасов, Елена, Вагин -- ведь это прежние Сатины, такие свободные и могучие вне нашей атмосферы. Но здесь, на земле, темной, тяжкой, всевластной, где взрыхленные поля залиты потом и кровью, где так больно живется на острых, окровавленных ребрах городских камней, они стали бледными, вялыми, хилыми. Не неприспособленность к жизни виновата здесь, но отчужденность от нее. Насмешка в их словах: "Мы -- дети солнца". Горький увидел уже с ясностью, что "человеки", низведенные на землю, еще слабее "бедных детей земли", слабее потому, что они лишены всякой способности к активному утверждению своей личности. Сойдя на землю вместе с новоприбывшими "детьми солнца", Горький встретил ее аборигенов, живых людей, пусть истомленных, но, как Антей, близких матери -- Гее. Эта встреча была для него благотворной. Он полюбил новых знакомцев, полюбил, быть может, за муки, но еще больше за то, что нашел у дряхлых детей земли ту изумительную чуткость душ, которой нет и не было у солнечных младенцев. Горький сжился с людьми, и его собственная душа восприняла их утонченность, извечно накоплявшуюся из мировых вихрей, созданную веками земных переживаний. Теперь для Горького открылись бездны человеческого духа, где все миры объединены в одной тайне. Он заслышал уже шелест черных крыльев в Лизиной душе, увидел жизнь прекрасною, ибо сорвал с ее тела мишурные одежды, в которые рядили ее его прежние герои. Теперь Горький сознал, что жизнь не такова, какой изобразит ее Вагин в своей картине, что только Лиза видит ее истинные пути... Чепурной, обладатель жизненной правды, наклоняется к темным безднам Лизиной души, утонченной и глубинной, и видит жизнь и любит Лизу -- за правду. Это -- знаменательно. И рядом -простая, несложная душа Меланьи повергает ее на колена перед Павлом. "Святой человек, спаси рабу!" Она тоже страдает, ждет от него спасенья, но ждет, как чуда, и это смутное чувство отчужденности заставляет ее, земную, обращаться к нему не как к человеку, не как к равному. Но по простоте своей она думает, что если он не наш, не родной брат нам по духу, если и он, и его книжки ей непонятны, то он больше ее, что он -- не человек, но выше человека. Не понимает еще Меланья, что он -- и не Бог. И когда в грохоте погрома, в смерти Чепурного, Жизнь обрушивается на "детей солнца", -- она приходит такой, какой знала ее Лиза, приходит с беспощадностью правды. Теперь Лиза уже совершенно теряет затемненный разум будней, порывается последняя связь, роднившая ее с детьми солнца. Вся она -уже просветленная, свободная, отдавшаяся лишь душе, уже раньше так мощно бившейся в ней. Пусть облики Лизы, Чепурного вышли несколько упрощенными, пусть даже чувствуется в них грубость первобытного творчества, радостно то, что даже Горький, после своих прежних слов, сумел
Стр.1