При этом идея и образ политической тотальности по-прежнему не упускались из виду: единство и целостность оставались критериями, присущими как национальному, так и имперскому или глобальному государству. <...> Для этого государство прибегало к политической мобилизации; и как раз возникающее национальное сознание в этой ситуации позволяло связать более абстрактную форму общественной интеграции с непрерывно меняющимися реальными структурами принятия политических решений. <...> Для этой мобилизации потребовалась эффективная политическая идея — ею и стала идея нации, она же сумела внедрить в сознание юридически и политически опосредованную форму солидарности: именно нация или «народный дух» и стал первой новоевропейской формой коллективной тождественности, попутно обеспечив юридически конституируемую государственную форму ее культурным субстратом63 . <...> НРАВСТВЕННОЕ ОСНОВАНИЕ ПРАВА В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ-ЮРИСТОВ А. В. <...> Корнев, доктор юридических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Довольно часто дореволюционные теоретики выражали категорию права через категорию свободы. <...> Ошибка Руссо, по мнению Б. Н. ЧичеНАУЧНАЯ ЖИЗНЬ рина, состояла в том, что он свободу гражданскую смешивал с естественной. <...> А между тем истинная человеческая свобода не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданская, которая подчинена общему закону. <...> Только в силу этого она становится правом, поэтому «право есть явление свободы, а свобода в юридической области есть начало совершенно положительное. <...> Причем свобода, как и право, имеет своим основанием Человека, который по природе своей, в интерпретации Б. <...> Н Чичерина, есть метафизическое существо, метафизические начала руководят его действиями, они входят как основной элемент во все общественные отношения. <...> Исходя из этого, он заключает, что «духовная природа личности, как мы <...>