2) Принцип публичности (гласности) бюджетного процесса в Российской Федерации и государственных бюджетов в Чешской Республике А.Н. <...> Буянкина, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры правового регулирования экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, Москва Хана Маркова, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права и финансов Университета Чарльза в Праге Чехия, Прага markova@prf.cz В Российской Федерации бюджетный процесс основан на общеправовых принципах, принципах построения бюджетной системы, а также специальных принципах, среди которых важное место занимает принцип публичности (гласности). <...> Этот принцип реализуется на всех уровнях власти с момента составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении. <...> Общественное обсуждение бюджета осуществляется в различных формах: непосредственное направление гражданами замечаний и предложений по проектам бюджетов в соответствующие органы, проведение публичных слушаний на заседаниях представительных органов государственной власти и местного самоуправления, на собраниях (сходах) граждан по месту жительства, в печати, по телевидению, радио, в сети Интернет. <...> Принцип публичности государственных бюджетов Чешской Республики предполагает возможность общественного контроля и участия (в определенной степени) в управлении государственными средствами. <...> Хотя данный принцип значительно активнее реализуется в бюджетировании самоуправляемых территориальных единиц, он применим и к государственному бюджету. <...> Участие общественности возможно на разных этапах создания и исполнения бюджета. <...> Применительно к местным бюджетам можно говорить о появлении новых форм общественного участия: это кликабельный бюджет (click-through budget) и партисипативный бюджет (или бюджет с общественным участием). <...> Ключевые слова: бюджетный процесс, принципы бюджетного <...>