ГТС ВОДНОГО ТРАНСПОРТА К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ НАПРАВЛЯЮЩИХ И ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ШЛЮЗОВ ИЗ УГОЛКОВЫХ ПОДПОРНЫХ СТЕН 4 Ксенофонтова Т. К., канд. техн. наук, профессор ФГБОУ ВО «РГАУ — МСХА им. <...> В статье приведены результаты исследований направляющих и причальных сооружений судоходных шлюзов, выполненных из железобетонных уголковых консольных и контрфорсных подпорных стен, при различных условиях их проектирования. <...> Была рассмотрена работа со оружений на разных грунтовых основаниях и при различных обратных засыпках. <...> В расчетах учитывалось, что судоходные шлюзы относятся к классу капитальных сооружений, для которых должна быть обеспечена необходимая долговечность. <...> Одним из факторов, обеспечивающих это, является работа направляющих и причальных сооружений без образования трещин. <...> Ввиду этого были получены эмпирические зависимости для предварительного назначения размеров сечений подпорных стен, при которых будет обеспечена их трещиностойкость, а также построены графики для определения толщин вертикальной и фундаментной плит. <...> Ключевые слова: судоходные шлюзы, направляющие и причальные сооружения шлюзов, консольные и контрфорсные подпорные стены, метод конечных элементов, трещиностойкость сечений, устойчивость. <...> В состав судоходных шлюзов, кроме камеры, входят направляющие и причальные сооружения, расположенные как со стороны его верхней головы, так и со стороны нижней головы. <...> Очень часто эти сооружения строят в виде железобетонных уголковых подпорных стен — консольных или контрфорсных. <...> В проведенных расчетах направляющие сооружения в плане принимались очерченными по окружности до пересечения по дну с подходным каналом, далее располагался прямолинейный участок, пересекающийся с откосом (рис. <...> Причальные сооружения, расположенные с другой стороны подходного канала, — прямолинейные подпорные стены. <...> По длине направляющие и причальные сооружения разбивались деформационными <...>