некоторые ВоПросы ПоВреждения и ремонта туннельных сооружений В ГидротехниЧеском строительстВе давиденко В. м., доктор техн. наук, ВНИИГ им. <...> Б. Е. Веденеева фотиев П. и., ведущий специалист СПб ГУ «ФКСиР» Многочисленные обследования гидротехнических туннелей показывают, что основными причинами повреждения туннельных сооружений являются: низкое качество проектов, в основном связанное с недостаточным объемом проведенных изыскательских работ и тяготением проектных организаций к использованию в работе аналогов, кроме этого, недостаточный уровень производства подземных работ, пренебрежительное отношение к современным материалам и технологиям, а порой просто низкий уровень информированности в данном вопросе. <...> Обозначенные проблемы достаточно полно иллюстрируются некоторыми примерами, полученными при остановке и обследовании эксплуатируемых туннелей. <...> В напорном деривационном туннеле Теребля-Рикской ГЭС в период эксплуатации произошли обводнения и деформации склона вдоль трассы туннеля. <...> Основной причиной этих явлений было образование трещин в бетонной обделке на концевом участке. <...> За время эксплуатации в лотковой части туннеля образовались глубокие промоины и каверны. <...> Проведенные ремонтные работы частично снизили протечки воды и понизили уровень грунтовых вод в склоне скального массива. <...> При обследовании напорного туннеля Дзорагетской ГЭС в отдельных местах было отмечено наличие кольцевых трещин с раскрытием до 1 см, повсеместно была обнаружена оголенная арматура. <...> Отмеченные дефекты явились следствием деформаций (подвижек) скального массива в районе головного узла. <...> Проведенные ремонтные работы позволили устранить обнаруженные повреждения и протечки воды. <...> Кольцевые трещины были обнаружены в обделке напорного туннеля Храм ГЭС-1. <...> Через образовавшиеся кольцевые трещины происходила утечка воды с расходом до 50 л/с. <...> В отводящем безнапорном туннеле обнаружены повреждение железобетонной <...>