ПортоВая инфраСтрУктУра каналы, Фарватеры и зоны маневрированиЯ — проблемы и пути решениЯ козлов с. г., канд. техн. наук, начальник отдела морских портов ОАО «Союзморниипроект» 50 В данной статье хотелось бы остановиться на некоторых вопросах определения оптимальных параметров судоходных каналов, фарватеров и зон маневрирования и связанных с этим проблемах. <...> С одной стороны, данные объекты портовой инфраструктуры связаны с обеспечением безопасности судоходства, и в то же время они являются специфическими гидротехническими сооружениями. <...> Проведенный анализ характеристик каналов РФ показал, что фактическая ширина каналов в большинстве случаев меньше, чем проектная, т. е. действующие габариты каналов не отвечают требованиям действующих норм проектирования. <...> Тот же вывод относится и к габаритам зон маневрирования морских портов. <...> При этом определение габаритов каналов и акваторий портов при проектировании и эксплуатации ведется в соответствии со следующими нормативными документами: Нормы технологического проектирования морских портов РД 31.3.05-97; Руководство по технологическому проектированию морских портов РД 31.3.01.01-93; Нормы проектирования морских каналов РД 31.31.47-88; Руководство по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах к морским портам РД 31.63.01-83; Руководство по назначению объявленной осадки судов в морских портах РД 31.63.02-83. <...> С объявлением ряда портов, расположенных на реках, морскими портами возникла необходимость использовать Нормы технологического проектирования портов на внутренних водных путях, введенные в действие указанием заместителя министра транспорта Российской Федерации от 26.03.2002 г. № НС-26-565, которые имеют свою специфику при проектировании рассматриваемых гидротехнических сооружений в речных условиях. <...> Методики расчета габаритов каналов и других элементов акватории, изложенные в них, имеют оценочный, приблизительный и методически <...>