В дамской шляпке, с цветами и
перьями, в розовом платье, с короткими рукавами и с розовым рюшем вокруг гигантского вороного
декольтэ, она ходит на задних ногах, нелепо вытягивая бесконечную шею и скаля желтые зубы. <...> Вероятно, я вскоре забыл бы ее, если бы
несколько дней спустя, придя в Общество свободной эстетики, не увидел там огромного юношу с
лошадиными челюстями, в черной рубахе, расстегнутой чуть ли не до пояса и обнажавшей гигантское
лошадиное декольтэ. <...> С тех пор лошадиной поступью прошел он по русской литературе -- и ныне,
сдается мне, стоит уже при конце своего пути. <...> ***
Поэзия не есть ассортимент "красивых" слов и парфюмерных нежностей. <...> Безобразное, грубое,
потное -- суть такие же законные поэтические темы, как и все прочие. <...> Но даже изображая грубейшее
словами грубейшими, пошлейшее -словами пошлейшими, поэт не должен, не может огрублять и
опошлять мысль и смысл поэтического произведения. <...> Поэт может изображать пошлость, но он не может становиться
глашатаем пошлости. <...> Маяковский никогда, ни единой секунды не был новатором, "революционером" в литературе,
хотя вы давал себя за такового и хотя чуть ли не все его таковым считали. <...> Напротив, нет в нынешней
русской литературе большего "контрреволюционера" (я не сказал -- консерватора). <...> (Отсюда и неизбывная связь нынешних теоретиков-формалистов с этой группой. <...> ) Это
представление естественно толкало футуристов к поискам самостоятельной, автномной, или, как они
выражались, "самовитой", формы. <...> Самовитая" форма, именно ради утверждения и проявления своей
"самовитости", должна была всемерно стремиться к освобождению от всякого содержания. <...> Это, в свою
очередь, вело сперва к словосочетаниям вне смыслового принципа, а затем, с тою же
последовательностью, к попыткам образовать "самовитое слово" -- слово, лишенное смысла. <...> Такое
"самовитое", внесмысловое слово объявлялось единственным законным материалом поэзии. <...> Тут <...>
Декольтированная_лошадь.pdf
Владислав Ходасевич
ДЕКОЛЬТИРОВАННАЯ ЛОШАДЬ
Оригинал здесь: О стихах и о поэтах.
Представьте себе лошадь, изображающую старую англичанку. В дамской шляпке, с цветами и
перьями, в розовом платье, с короткими рукавами и с розовым рюшем вокруг гигантского вороного
декольтэ, она ходит на задних ногах, нелепо вытягивая бесконечную шею и скаля желтые зубы.
Такую лошадь я видел в цирке осенью 1912 года. Вероятно, я вскоре забыл бы ее, если бы
несколько дней спустя, придя в Общество свободной эстетики, не увидел там огромного юношу с
лошадиными челюстями, в черной рубахе, расстегнутой чуть ли не до пояса и обнажавшей гигантское
лошадиное декольтэ. Каюсь: прозвище "декольтированная лошадь" надолго с того вечера утвердилось за
юношей... А юноша этот был Владимир Маяковский. Это было его первое появление в литературной
среде, или одно из первых. С тех пор лошадиной поступью прошел он по русской литературе -- и ныне,
сдается мне, стоит уже при конце своего пути. Пятнадцать лет -- лошадиный век.
* * *
Поэзия не есть ассортимент "красивых" слов и парфюмерных нежностей. Безобразное, грубое,
потное -- суть такие же законные поэтические темы, как и все прочие. Но даже изображая грубейшее
словами грубейшими, пошлейшее -словами пошлейшими, поэт не должен, не может огрублять и
опошлять мысль и смысл поэтического произведения. Грубость и плоскость могут быть темами поэзии,
но не ее внутренними возбудителями. Поэт может изображать пошлость, но он не может становиться
глашатаем пошлости.
Несчастие Маяковского заключается в том, что он всегда был таким глашатаем: сперва -нечаянным,
потом -- сознательным. Его литературная биография есть история продвижения от грубой
пошлости несознательной -- к пошлой грубости нарочитой.
Маяковский никогда, ни единой секунды не был новатором, "революционером" в литературе,
хотя вы давал себя за такового и хотя чуть ли не все его таковым считали. Напротив, нет в нынешней
русской литературе большего "контрреволюционера" (я не сказал -- консерватора).
Эти слова нуждаются в пояснении.
* * *
Русский футуризм с самого начала делился на две группы: эгофутуристическую (Игорь
Северянин, Грааль Арельский, Игнатьев и др.) и футуристическую просто, во главе которой стояли
покойный В. Хлебников, Крученых, Давид Бурлюк с двумя братьями. И эстетические взгляды, и оценки,
и цели, и самое происхождение -- все было у этих групп совершенно различно. Объединяло их, и то не
вполне, лишь название заимствованное у итальянцев и, в сущности, насильно пристегнутое особенно к
первой, "северянинской" группе, которую, впрочем, мы оставим в покое: она не имеет отношения к
нашей теме. Скажем несколько слов только о второй.
Хлебниково-крученовская группа базировалась на резком отделении формы от содержания.
Вопросы формы ей представлялись не только центральными, но и единственно существенными в
искусстве. (Отсюда и неизбывная связь нынешних теоретиков-формалистов с этой группой.) Это
представление естественно толкало футуристов к поискам самостоятельной, автномной, или, как они
выражались, "самовитой", формы. "Самовитая" форма, именно ради утверждения и проявления своей
"самовитости", должна была всемерно стремиться к освобождению от всякого содержания. Это, в свою
очередь, вело сперва к словосочетаниям вне смыслового принципа, а затем, с тою же
последовательностью, к попыткам образовать "самовитое слово" -- слово, лишенное смысла. Такое
Стр.1