ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ОСОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ НИИ образования и науки, 129340, Москва, Россия В статье приведены данные исследования восприятия и осознания болезни у девочек и мальчиков, выявлены отличительные от взрослых людей особенности формирования внутренней картины болезни. <...> Представлена модель составляющих внутренней картины болезни ребенка как система факторов положительного и отрицательного влияния. <...> Представлена структура отношения к здоровью, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. <...> У больных детей выделены половые и гендерные различия в реагировании на болезнь, проявляющиеся в том, что девочки адекватнее воспринимают госпитализацию, быстрее адаптируются к новым жизненным условиям и новому жизненному стереотипу, хотя чаще испытывают опасения за будущее. <...> Описаны признаки образов здоровья и болезни девочек, характеризующиеся эмоциональными, а мальчиков — инструментально-деятельностными и предметно-конкретными признаками, что обусловливает их поведенческий репертуар. <...> Для девочек более значим социальный аспект в разрушении здоровья, чем физиологический, для мальчиков эти аспекты равноценны. <...> Представления о болезни, их интеллектуальная и эмоциональная переработка у девочек более объективны. <...> Отдельным пунктом исследования стало выявление внутрисемейных отношений и отношений здоровых/больных детей с родителями и родителей с детьми, детерминируемых своеобразием нозологии детей. <...> Выявлено, что родительская оценка отношений к ребенку находится в зависимости от пола родителей и связана с полом ребенка, что связано с социально-гендерными ролями мужчин и женщин, а не с их индивидуально-психологическими особенностями. <...> Реакции родителей на прогноз заболевания проходят несколько стадий, при этом поведение матери и отца различно. <...> Матери больных детей быстрее, чем отцы, меняют свое отношение к создавшейся <...>