ПРОТОПОП АВВАКУМ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ Мочалов Евгений Владимирович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Место работы: ФГБОУ ВО «МГУ им. <...> Н.П. Огарёва», г. Саранск mochalov_ev@mail.ru Аннотация: В статье рассматривается влияние идей протопопа Аввакума, основоположника русского старообрядчества на формирование этики средневековой Руси, подчеркивается ее оригинальность и своеобразие. <...> Творчество протопопа Аввакума стояло как бы в центре всех общественных перипетий XVII века. <...> Аввакум с глубокой болью пишет об издевательствах над ним царских слуг, «толстопузых» никониан, рисует картины жизни обыкновенного крестьянина своего времени, который видит главную причину своих страданий в «новой» вере. <...> Однако сказать, что «протопоп – барочный Мочалов Е. В. писатель» – это значит оценивать творчество Аввакума несколько односторонне. <...> «Житие» можно с полным правом называть и политико-публицистическим произведением. <...> [12] считает «Житие» автобиографией, В. П. Андрианова-Перетц [1] рассматривает его как проявление «учительной литературы», Д. С. Лихачев [20] подчеркивает его автобиографизм, В. В. Виноградов [4] отождествляет с «простодушно-деловым» или «народнодраматическим сказом», а Р. <...> В старых традиционных формах «житийной литературы» зарождается новый жанр романа. <...> «Житие» представляет собой в этом плане переход житийной агиографической повести в социально-политический роман. <...> В житийной литературе существовал целый набор качеств, которыми должен обладать святой, т. е. был создан определенный канонический образ. <...> Агиография Аввакума, несущая печать религиозного канона, становится новым художественным каноном, средством, имеющим совершенно другое назначение. <...> В этой связи необходимо напомнить отличия художественного канона от религиозного. <...> Они заключаются, по словам, А. Ф. Лосева, в том, что «художественный канон есть количественно-структурная модель» [21, с. <...> В «Житии <...>