Яблокова Наталия Игоревна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» filosofya@mail.ru Аннотация: в статье рассматриваются три основных подхода к решению проблемы соотношения науки и идеологии. <...> Если первые два из них исходят из крайних позиций, либо противопоставляя науку и идеологию, либо не различая их («научная идеология»), что, по мнению автора, является некорректным, то третий подход строится на предположении о возможности синтеза, собственно, научных суждений и неких идеологем вненаучного характера. <...> Однако это не отменяет того, что по своей сути, концептуального статусу и направленности они – суждения разных типов. <...> If two of them come from extreme positions, either contrasting science and ideology, or not distinguishing between them («scientific ideology»), that, in author's opinion, are incorrect, then third approach is based on assumption of possibility of synthesis, in fact, scientific judgments and some out-scientific ideologies. <...> However, this does not negate fact, that at its core, concept status and direction they are – different types of judgments. <...> В том или ином ракурсе в научной и философской литературе вопрос о научности идеологии неоднократно поднимался. <...> Особенно эта тема часто звучала в советский период, когда идеология марксизма рассматривалась как научная и, соответственно, истинная. <...> Уничижительное значение этому понятию придал Наполеон, который высмеивал идеологов – мечтателейдоктринеров, совершенно не понимающих политических реалий. <...> трактовали идеологию как иллюзорное сознание, то есть сознание, оторванное от реальности, перевернутое сознание, сознание, поставленное с ног на голову. <...> «Представления, которые создают себе эти индивиды, суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации… Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если 138 3’2016 они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это есть опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности <...>