ЖИВОТНЫЕ В РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОРДОВСКОГО НАРОДА Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. <...> Н. П. Огарева» ENM2112@mail.ru Аннотация: В статье рассматриваются религиозно-мифологические сюжеты, связанные с миром животных, издавна укоренившиеся в представлениях мордовского народа. <...> По представлениям мордвы, отразившихся в фольклорных произведениях, ее животные предки (людикони, люди-волки, люди-медведи, люди-змеи, людипчелы, люди-птицы, люди-рыбы), жили в древнее, «мифическое время», называемое кэзерень пинге (эрз.), кезоронь пинге (мокш.) <...> Например, ворона в мордовских сказках нередко именуется теткой (варака патяй). <...> Персонажем многих фольклорных произведений мордвы, сохранивших отдаленные отголоски тотемизма, является медведь. <...> Он – самый сильный зверь лесов региона, их повелитель, которого чествовали все финно-угорские народы, особенно во время зимних и летних языческих праздников. <...> «Мордва в высшей степени суеверна, – отмечал еще известный знаток ее быта М. Е. Евсевьев. <...> – Всякое расстройство молодых во время свадьбы приписывает действию колдунов и нечистой силы. <...> Колдуны, по мнению мордвы, при виде молодых не могут удержаться, чтобы не испортить их, они портят даже собственных детей. <...> Полагали, что нечистая сила, злые духи, колдуны (м. шятни) особенно боялись медведя. <...> Поэтому молодых после венчания встречала женщина, наряженная в вывороченную наизнанку шубу, называвшаяся медведем (м. офта, э. овто)3. <...> Медведей водили по домам и дворам, чтобы они отгоняли злых духов. <...> Об этом М. Е. Евсевьев писал так: «По понятиям мордвы нечистая сила, а равно и колдуны, которые имеют с ней связь, боятся медведя, поэтому мордва, чтобы злые духи не могли проникнуть в конюшни и хлева и вредить скотине, в старину держали в них медвежьи черепа. <...> А те, у кого такого черепа не было, вводили на двор и в конюшни <...>