Д.В. Филиппов Формирование и развитие организационной культуры На рубеже двух тысячелетий интерес менеджеров прикован к проблеме формирования культуры организаций и ее роли в менеджменте. <...> Это связано с поиском интеграционного подхода, который способен устранить раздробленность и односторонность принятого в менеджменте функционального подхода, традиционно отделяющего производственный менеджмент от инновационного, менеджмент персонала от финансового менеджмента и т.д. <...> Таким подходом в менеджменте сегодня призвана стать организационная культура, в которой в центр исследований ставится человек с его ценностями, потребностями, стремлениями. <...> Забытая фраза древнегреческого философа Протагора «человек есть мера всех вещей» сегодня представляет собой не только духовную ценность. <...> Важно также, что культура – категория чисто человеческая, и организационная культура формируется в сознании человека – работника фирмы, который является ее носителем и распространителем. <...> Поэтому воздействие организационной культуры непосредственно направлено на человека, а через него уже на производственный процесс, качество продукции и т.п. <...> Организационная культура возникает и развивается по законам, схожим с законами развития культуры человеческого общества, группы людей, каждого отдельно взятого человека. <...> Она представляет собой часть культуры нации, региона, государства, общества и во многом ими определяется, точно также как фирма – это часть более крупного сообщества людей на уровне государства, нации, нескольких государств и т.д. <...> Специфика национальных культур, их динамики в исторической перспективе сказалась и на организационных культурах различных стран. <...> Это обусловлено возникновением новых условий хозяйствования, динамизмом, растущей неопределенностью внешней среды, научно техническим прогрессом, с ростом образования персонала, изменением мотивации работников. <...> Организационная культура <...>