№ 4–5 Специальный выпуск Теория, методика и практика учебного проектирования в школе 2016 Янушевский В.Н., к.п.н., главный специалист Центра образования и системных инноваций Ульяновской области, e-mail: yanvov@yandex.ru СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА Темой коллективного проекта может стать любая тема или раздел примерной учебной программы (рабочей программы), хотя, с другой стороны, выбор той или иной темы должен быть строго обоснован. <...> Например, наиболее важные, «ключевые» темы учебного курса лучше оставить для поурочного изучения или можно совместить учебно-познавательную деятельность школьников на уроках с проектной — в этом случае качество усвоения материала будет неизмеримо выше. <...> Коллективные проекты можно выполнять как на основе системного, так и системно-синергетического подходов — тут всё зависит от квалификации учителя и «кондиции» его учеников. <...> Тематический перечень индивидуальных проектов в рамках коллективного может быть идентичным для обоих подходов. <...> Разница будет заключаться в том, как пойдёт процесс проектирования: строго «системно» или на основе самоорганизации детей, идей и смыслов. <...> Русский язык Учебные проекты на уроках русского языка новостью не являются, немалая часть учителей уже давно и достаточно успешно применяют проектную технологию. <...> Однако сложившаяся к сегодняшнему дню практика учебного проектирования, как правило, соответствует возникшему в начале 90-х годов прошлого века крену в сторону индивидуализации образования. <...> Но переход на ФГОС требует, чтобы в учебное проектирование были вовлечены ВСЕ ученики. <...> Осмысление стихийно сложившейся практики организации, выполнения и защиты школьных проектов позволяет сделать вывод, что к настоящему времени методологическая проработка, методическое применение и сама организация учебно-проектных работ осуществляется в соответствии с тематическим подходом <...>