УДК 93.39.57 ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И КРАСОТЫ ТЕЛА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ Е.А. <...> Статья выполнена в рамках исторического исследования «Специфика исторического метода в представлении личностей и событий в русской народной традиционной культуре» по отечественной истории. <...> Автор ставила вопрос для фрагмента исследования, представленного в настоящей статье, — как ход истории зависел от типа человека, его здоровья в национальных качествах, и как вообще создавался национальный тип здорового человека, потому что для успеха истории нужен сильный человек, насколько по русской народной традиции распространен тип здорового человека, который стоял на успешном пути русской истории. <...> Концепция здорового человека в народной культуре опирается на традицию и мудрую выборку советов. <...> Ключевые слова: русская народная традиционная культура, отечественная история, здоровье, сила, национальные качества. <...> В корпусе русских народных пословиц выделяется смысл «силы» и «здоровья». <...> Эти два понятия соединяет качество труда: полезная трудовая деятельность делает человека здоровым и крепким. <...> В основе оздоровительных практик лежит бытийный трудовой прагматизм. <...> Оценка возраста тоже была ориентирована на годность к трудовой деятельности: «Молодость не в годах, а в силе». <...> Это своеобразная посылка геронтологии из народной традиционной культуры. <...> Здоровье человека поддерживала природная цикличность — календарно-земледельческий цикл [2; 3]. <...> Цикл жизни природы как бы переносился на жизнь человека. <...> Образ здорового человека складывался из его натренироанности в труде. <...> Некоторые пословицы предостерегают от переутомления, что вызывает изнашивание организма. <...> В весеннелетних календарных обрядах особо подчеркивалась целительная сила солнца, пребывание на свежем воздухе тоже рекомендовалось как оздоровительный эффект. <...> «В XVI—XVII веках в русских городах значительную часть городского ремесленного населения <...>