Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Философия и общество  / №4 2016

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОНТОГНОСЕОЛОГИЯ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПрохоров
Страниц19
ID561573
АннотацияВ статье онтогносеология представлена как пространство взаимоопределения онтологии и гносеологии, поскольку ни гносеология, ни онтология невозможны, если они разрабатываются отдельно друг от друга. Рефлексия над историей философии дает основания для исследования онтогносеологии как пространства взаимного определения онтологии и гносеологии (если учитывать позитивный и негативный опыт такой рефлексии, см., например, работы Ж. Валя и Л. Нельсона, Н. Гартмана [Нельсон 1913: 771; Гартман 2003]). В статье предлагается такое исследование на основе постановки и решения основного вопроса философии. В первом разделе эта идея обнаруживается в имплицитной форме в учении о бытии Парменида и в эксплицитной форме – у Ф. Энгельса. Ядром этой области является, доказывает автор, исследование базисных противоположностей всякого мировоззрения, включая и философское: мироздания и человека, бытия и познания, материи и сознания, объективного и субъективного. Во втором разделе показано, что поиски в истории философии и в современной литературе привели к попыткам решения ее с позиций синкретизма в мифологическом мировоззрении, в самой философии в виде «третьей линии» философии, в обыденном сознании – в виде здравого смысла. Выход за пределы синкретизма, как показано в третьем разделе статьи, приводит к трем вариантам при истолковании соотношения онтологии и гносеологии: дуализму, противоположным вариантам редукционизма и диалектической модели, наиболее глубоко раскрывающей их связь на основе закона единства и борьбы противоположностей, выявляющего их внутреннюю сущность и взаимосвязь. Автор применяет диалектический метод исследования, используя принципы объективности, системности, а также единства исторического и логического.
Прохоров, М.М. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОНТОГНОСЕОЛОГИЯ / М.М. Прохоров // Философия и общество .— 2016 .— №4 .— С. 92-110 .— URL: https://rucont.ru/efd/561573 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. М. ПРОХОРОВ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОНТОГНОСЕОЛОГИЯ В статье онтогносеология представлена как пространство взаимоопределения онтологии и гносеологии, поскольку ни гносеология, ни онтология невозможны, если они разрабатываются отдельно друг от друга. <...> Рефлексия над историей философии дает основания для исследования онтогносеологии как пространства взаимного определения онтологии и гносеологии (если учитывать позитивный и негативный опыт такой рефлексии, см., например, работы Ж. <...> В статье предлагается такое исследование на основе постановки и решения основного вопроса философии. <...> В первом разделе эта идея обнаруживается в имплицитной форме в учении о бытии Парменида и в эксплицитной форме – у Ф. Энгельса <...> Ядром этой области является, доказывает автор, исследование базисных противоположностей всякого мировоззрения, включая и философское: мироздания и человека, бытия и познания, материи и сознания, объективного и субъективного. <...> Во втором разделе показано, что поиски в истории философии и в современной литературе привели к попыткам решения ее с позиций синкретизма в мифологическом мировоззрении, в самой философии в виде «третьей линии» философии, в обыденном сознании – в виде здравого смысла. <...> Выход за пределы синкретизма, как показано в третьем разделе статьи, приводит к трем вариантам при истолковании соотношения онтологии и гносеологии: дуализму, проти1 Ж. <...> Нельсон пытался доказать невозможность общей теории познания, поскольку обосновывать познание (по)знанием невозможно – по причине regressus in infinitum; он утверждал, что любая иная предпосылка познания не будет его логическим обоснованием, поскольку она должна быть доказана как истинная; он ищет не требующее обоснования знание, являющееся фактом (или психологическим феноменом), а не проблемой. <...> Г. В. Ф. Гегель в «Феноменологии духа» указывал на ограниченность «непосредственного знания как факта сознания» в качестве «высшего способа <...>