КРАСИКОВ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА Автор представляет основные вехи философии истории в контексте эволюции рациональности. <...> Первым появилось провиденциалистское объяснение истории, которое предполагало, что мир управляется высшим божественным промыслом. <...> Оно было выражением антропоморфного подхода в постижении сущего. <...> Метафизическая стадия в понимании исторического процесса представлена либеральной и марксистской концепциями, когда концепты свободы и практики становились ключевыми объяснениями. <...> Центральная идея либерализма состоит в том, что основное направление человеческой эволюции есть неуклонный прогресс свободы. <...> Марксистская формационная концепция стала первой формой научной типизации исторического процесса. <...> Она явилась также основой для долгой творческой дискуссии об «азиатском способе производства», разворачивавшейся в СССР на протяжении всей его истории. <...> Метафизические концепты в итоге оказались ненадежной теоретической основой для философского осмысления истории. <...> Формирование новых предметных областей обществознания и истории, таких как культурология, историческая антропология, этнология и другие, привело к появлению новых методологических установок. <...> Это социокультурное понимание основ общественного и исторического развития, которое сделало возможным появление глобального исторического анализа как рефлексии над суммой сведений о событиях, происходивших синхронно в самых разных частях планеты на протяжении тысячелетий. <...> Особое внимание автор уделяет рассмотрению влияния на понимание мировой истории социальных исследований, теории зависимости, миросистемного анализа и глобального исторического анализа. <...> Ключевые слова: философия истории, провиденциализм, антропоморфный, метафизический и социокультурный подходы, глобальный исторический анализ, теории зависимости, миросистемный анализ. <...> Что было значительного в их жизни и как это <...>