Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Философия и общество  / №4 2016

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКрасиков
Страниц15
ID561571
АннотацияАвтор представляет основные вехи философии истории в контексте эволюции рациональности. Первым появилось провиденциалистское объяснение истории, которое предполагало, что мир управляется высшим божественным промыслом. Оно было выражением антропоморфного подхода в постижении сущего. Метафизическая стадия в понимании исторического процесса представлена либеральной и марксистской концепциями, когда концепты свободы и практики становились ключевыми объяснениями. Центральная идея либерализма состоит в том, что основное направление человеческой эволюции есть неуклонный прогресс свободы. Марксистская формационная концепция стала первой формой научной типизации исторического процесса. Она явилась также основой для долгой творческой дискуссии об «азиатском способе производства», разворачивавшейся в СССР на протяжении всей его истории. В статье прослеживаются ее основные перипетии. Метафизические концепты в итоге оказались ненадежной теоретической основой для философского осмысления истории. Формирование новых предметных областей обществознания и истории, таких как культурология, историческая антропология, этнология и другие, привело к появлению новых методологических установок. Это социокультурное понимание основ общественного и исторического развития, которое сделало возможным появление глобального исторического анализа как рефлексии над суммой сведений о событиях, происходивших синхронно в самых разных частях планеты на протяжении тысячелетий. Особое внимание автор уделяет рассмотрению влияния на понимание мировой истории социальных исследований, теории зависимости, миросистемного анализа и глобального исторического анализа
Красиков, В.И. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / В.И. Красиков // Философия и общество .— 2016 .— №4 .— С. 63-77 .— URL: https://rucont.ru/efd/561571 (дата обращения: 23.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КРАСИКОВ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА Автор представляет основные вехи философии истории в контексте эволюции рациональности. <...> Первым появилось провиденциалистское объяснение истории, которое предполагало, что мир управляется высшим божественным промыслом. <...> Оно было выражением антропоморфного подхода в постижении сущего. <...> Метафизическая стадия в понимании исторического процесса представлена либеральной и марксистской концепциями, когда концепты свободы и практики становились ключевыми объяснениями. <...> Центральная идея либерализма состоит в том, что основное направление человеческой эволюции есть неуклонный прогресс свободы. <...> Марксистская формационная концепция стала первой формой научной типизации исторического процесса. <...> Она явилась также основой для долгой творческой дискуссии об «азиатском способе производства», разворачивавшейся в СССР на протяжении всей его истории. <...> Метафизические концепты в итоге оказались ненадежной теоретической основой для философского осмысления истории. <...> Формирование новых предметных областей обществознания и истории, таких как культурология, историческая антропология, этнология и другие, привело к появлению новых методологических установок. <...> Это социокультурное понимание основ общественного и исторического развития, которое сделало возможным появление глобального исторического анализа как рефлексии над суммой сведений о событиях, происходивших синхронно в самых разных частях планеты на протяжении тысячелетий. <...> Особое внимание автор уделяет рассмотрению влияния на понимание мировой истории социальных исследований, теории зависимости, миросистемного анализа и глобального исторического анализа. <...> Ключевые слова: философия истории, провиденциализм, антропоморфный, метафизический и социокультурный подходы, глобальный исторический анализ, теории зависимости, миросистемный анализ. <...> Что было значительного в их жизни и как это <...>