ГУМНИЦКИЙ О ПОНЯТИИ ЧЕЛОВЕКА В своей статье «Реанимация философской антропологии – шаг назад в изучении человека» профессор И. А. Гобозов дает трактовку понятия человека, которая представляется мне спорной и побуждает к дискуссии по этому вопросу. <...> В преамбуле автор пишет, что в понимании человека «не из человека надо исходить, а из общества. <...> Ключ к объяснению человека находится в обществе, а не наоборот» [Гобозов 2015: 5]. <...> Однако нельзя брать это положение, не учитывая другого, не менее важного, которое Маркс высказывает в I томе «Капитала»: если мы хотим знать, что полезно для человека, надо понять, в чем состоит общая природа человека и как она модифицируется в каждую историческую эпоху. <...> Не понимая этой общей природы, мы ничего не поймем ни в складывании, ни в исторических изменениях общественных отношений. <...> Человек формирует общественные отношения, общество, в свою очередь, формирует человека, но это его действие является вторичным, производным. <...> Вот их положение по этому вопросу: «Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов. <...> Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатации, – телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе… <...> Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе истории» [Маркс, Энгельс 1955: 19]. <...> О понятии человека 129 ясно, что сначала – человек в его отношениях к природе, и лишь затем – общественные отношения, возникающие на этой основе. <...> Почему люди являются социальными существами, живут в обществе? <...> Оговоримся, что социальность мы будем понимать в широком смысле, просто как соединенность, ассоциативность. <...> Традиционно говорят о социальности применительно только к человеку. <...> На самом деле социальность присуща всему живому. <...> Специфика человека заключается не в социальности, а в технологичности <...>