Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Философия и общество  / №3 2016

О ПОНЯТИИ ЧЕЛОВЕКА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторГумницкий
Страниц6
ID561564
АннотацияВ своей статье «Реанимация философской антропологии – шаг назад в изучении человека» профессор И. А. Гобозов дает трактовку понятия человека, которая представляется мне спорной и побуждает к дискуссии по этому вопросу. В преамбуле автор пишет, что в понимании человека «не из человека надо исходить, а из общества. Ключ к объяснению человека находится в обществе, а не наоборот» [Гобозов 2015: 5]. Мне же думается, что правильно как раз наоборот. Автор опирается на положение К. Маркса, согласно которому человек есть совокупность общественных отношений. Однако нельзя брать это положение, не учитывая другого, не менее важного, которое Маркс высказывает в I томе «Капитала»: если мы хотим знать, что полезно для человека, надо понять, в чем состоит общая природа человека и как она модифицируется в каждую историческую эпоху. Не понимая этой общей природы, мы ничего не поймем ни в складывании, ни в исторических изменениях общественных отношений. Человек формирует общественные отношения, общество, в свою очередь, формирует человека, но это его действие является вторичным, производным. В целом же, конечно, имеет место взаимодействие между ними.
Гумницкий, Г.Н. О ПОНЯТИИ ЧЕЛОВЕКА / Г.Н. Гумницкий // Философия и общество .— 2016 .— №3 .— С. 128-133 .— URL: https://rucont.ru/efd/561564 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГУМНИЦКИЙ О ПОНЯТИИ ЧЕЛОВЕКА В своей статье «Реанимация философской антропологии – шаг назад в изучении человека» профессор И. А. Гобозов дает трактовку понятия человека, которая представляется мне спорной и побуждает к дискуссии по этому вопросу. <...> В преамбуле автор пишет, что в понимании человека «не из человека надо исходить, а из общества. <...> Ключ к объяснению человека находится в обществе, а не наоборот» [Гобозов 2015: 5]. <...> Однако нельзя брать это положение, не учитывая другого, не менее важного, которое Маркс высказывает в I томе «Капитала»: если мы хотим знать, что полезно для человека, надо понять, в чем состоит общая природа человека и как она модифицируется в каждую историческую эпоху. <...> Не понимая этой общей природы, мы ничего не поймем ни в складывании, ни в исторических изменениях общественных отношений. <...> Человек формирует общественные отношения, общество, в свою очередь, формирует человека, но это его действие является вторичным, производным. <...> Вот их положение по этому вопросу: «Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов. <...> Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатации, – телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе… <...> Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе истории» [Маркс, Энгельс 1955: 19]. <...> О понятии человека 129 ясно, что сначала – человек в его отношениях к природе, и лишь затем – общественные отношения, возникающие на этой основе. <...> Почему люди являются социальными существами, живут в обществе? <...> Оговоримся, что социальность мы будем понимать в широком смысле, просто как соединенность, ассоциативность. <...> Традиционно говорят о социальности применительно только к человеку. <...> На самом деле социальность присуща всему живому. <...> Специфика человека заключается не в социальности, а в технологичности <...>