ДВЕ СТОЛИЦЫ ПОРТ ПЯТИ МОРЕЙ Гостей, прибывающих по водной глади Волги в Казань, встречает уникальное сооружение речного порта. <...> Айрат Габдуллин НА ДАЛЬНЕМ УСТЬЕ Возникновение Казанского речного порта уходит в глубь веков. <...> Оно непосредственно связано с началом судоходства на Волге, с экономическим и политическим развитием поволжских татар, в частности, Казанского ханства. <...> В книге «История Татарской АССР» отмечается, что «крупнейшим торговым центром не только ханства, но, пожалуй, и всего Поволжья и Прикамья была Казань, где проживали купцы из разных стран». <...> Уже сXV века на Гостином острове ежегодно проводилась весенняя ярмарка. <...> По Булаку (река, разделяющая Казань, в переводе означает «притока») через реку Казанку суда с Волги попадали на торжище. <...> По берегам же имелось немало естественных пристаней. <...> После присоединения Поволжья к Московскому государству к казанским пристаням стали швартоваться суда и западноевропейских купцов, которые под охраной стрельцов ежегодно весной отправлялись караванами от Нижнего Новгорода доАстрахани, а осенью из Астрахани обратно. <...> Для удобства торговли с Гостиного острова пристани переносятся к устью Казанки. <...> Но каждую весну при большой воде на время половодья устанавливаются вблизи города — в весеннем устье Казанки. <...> Так возникаютдва названия пристаней — Дальнее и Ближнее Устье. <...> В летний период, когда спадает талая вода, судоходная связь города с Волгой становится неудобной. <...> Уже в середине XVII века Казань становится самым крупным городом Поволжья. <...> И по приказуПетра I в 1718 году в городе создается адмиралтейство, на верфях которого начинают строиться многочисленные суда. <...> Заметим, что Казанское адмиралтейство возникло не на пустом месте. <...> Казань — город, расположенный на великой реке, и здесь всегда процветала торговля. <...> Материала для строительства судов было в избытке, искусных рук хватало. <...> Были развиты все сопутствующие судостроению ремесла: обработка метала <...>