Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Философские науки  / №12 2016

РЕНЕССАНСНЫЙ ОККУЛЬТИЗМ В «ГАЛАКТИКЕ ГУТЕНБЕРГА»: СТРАТЕГИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ БУКВАЛЬНОСТИ В XVI–XVII ВВ. (300,00 руб.)

0   0
Первый авторКарабыков
Страниц15
ID560570
АннотацияВ произведении, изданном в 1567 г. и принадлежащем к популярному тогда жанру книг секретов, болонский хирург Леонардо Фьораванти писал о своих предшественниках: «В те дни они могли делать так, чтобы люди верили во все, что им (врачам. – А. К.) было угодно, ибо существовала огромная нехватка книг, и всякий способный хотя бы немного рассуждать о [разных там] bus или bas почитался как пророк, и что бы он ни вещал, это принималось на веру. Но с тех пор как на свете возник благословенный печатный пресс, книги размножились настолько, что каждый может учиться [сам], чему особенно способствует то, что большинство из них выходит на родном для нас языке. Итак, котята раскрыли глаза». Хотя Фьораванти говорит здесь прежде всего о представителях академической учености, духовная ситуация на заре Нового времени была столь отлична от нашей, что невозможно провести четкую грань между теми, кого сегодня мы бы скорее отнесли к ученым, и теми, кого охотнее причислили бы к оккультистам
Карабыков, А.В. РЕНЕССАНСНЫЙ ОККУЛЬТИЗМ В «ГАЛАКТИКЕ ГУТЕНБЕРГА»: СТРАТЕГИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ БУКВАЛЬНОСТИ В XVI–XVII ВВ. / А.В. Карабыков // Философские науки .— 2016 .— №12 .— С. 84-98 .— URL: https://rucont.ru/efd/560570 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 12/2016 Историко-философский экскурс ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ РЕНЕССАНСНЫЙ ОККУЛЬТИЗМ В «ГАЛАКТИКЕ ГУТЕНБЕРГА»: СТРАТЕГИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ БУКВАЛЬНОСТИ В XVI–XVII вв. <...> 1 А.В. КАРАБЫКОВ Введение: печатный пресс и проблемы, с ним связанные В произведении, изданном в 1567 г. и принадлежащем к популярному тогда жанру книг секретов, болонский хирург Леонардо Фьораванти писал о своих предшественниках: «В те дни они могли делать так, чтобы люди верили во все, что им (врачам. <...> К.) было угодно, ибо существовала огромная нехватка книг, и всякий способный хотя бы немного рассуждать о [разных там] bus или bas почитался как пророк, и что бы он ни вещал, это принималось на веру. <...> Хотя Фьораванти говорит здесь прежде всего о представителях академической учености, духовная ситуация на заре Нового времени была столь отлична от нашей, что невозможно провести четкую грань между теми, кого сегодня мы бы скорее отнесли к ученым, и теми, кого охотнее причислили бы к оккультистам3 Как бы то ни было, распространение книгопечатания принесло и . тем и другим, помимо новых возможностей, усугубление проблем, на которые с самодовольной иронией намекает болонский медик. <...> Эти проблемы были двух родов: один из них был связан с ростом доступности ранее элитарного знания, второй – с экзотеризацией последнего. <...> Рост доступности знания, вызванный увеличением и удешевлением печатной продукции, распространением изданий на народных языках и, как следствие, повышением уровня грамотности на Западе, ставил ученых и эзотериков перед трудностью ограничивать «непосвященным» доступ к их знанию. <...> И мы видим, что первоначальной реакцией обоих сообществ, если можно хотя бы мысленно провести линию водораздела между ними, в данном случае было осуждение тех, кто, как считалось, «незаконно» обнародовал оберегаемое ученой латынью знание, пере83 Историко-философский экскурс водя его на народные языки, и / или «проституировал <...>