Философская рефлексия Н.М. КАРАМЗИН И П.Я. ЧААДАЕВ: ДВА ЛИКА РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В.М. <...> Несомненно, оба – яркие и значительные имена в истории русской общественной мысли, но что их связывает между собой? <...> Были лично знакомы: Чаадаев в чине корнета гусарского полка посещал дом Карамзина в Царском селе, где познакомился с молодым Пушкиным, на которого оказал большое влияние. <...> К тому времени Н.М. Карамзин – широко признанный писатель, тогда как Чаадаев не напечатал еще ни одной строчки. <...> Его первое «Философическое письмо» будет опубликовано в 1836 г. уже после смерти Карамзина. <...> Что же заставляет сегодня сравнивать эти имена? <...> Так думал, например, А.И. Герцен, на которого чтение «Философического письма» произвело огромное впечатление. <...> Именно он зачислил Чаадаева в лагерь западников, усмотрел в нем чуть ли не предтечу всего последующего освободительного и революционного движения в России. <...> Во всяком случае, оценка Чаадаевым России как исторической неудачи свидетельствует не только о его западничестве, но об особой разновидности этого западничества, вдохновляемой традицион ными (религиозными прежде всего) ценностями – правда, не православной России, а католической Европы. <...> Карамзин – антизападник в пределах своей деятельности официального историографа Российской империи, назначенного на эту должность Александром I. <...> Но за ее пределами он даже больший западник, чем Чаадаев. <...> Руссо, прямой свидетель Французской революции, по собственному признанию, республиканец «в душе», зачинатель того направления в русской литературе, которое вслед за европейской получило название сентиментализма (в терминологии В.В. Зеньковского – «эстетического гуманизма»), Ка12 В.М. МЕЖУЕВ. <...> Н.М. Карамзин и П.Я. Чаадаев: два лика русского консерватизма рамзин лишь в своих исторических сочинениях открыто заявлял о себе как консерваторе-антизападнике, противнике либеральных реформ, убежденном приверженце российской империи и самодержавия <...>