Философская рефлексия Н.М. КАРАМЗИН: У ИСТОКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ И.Н. <...> Карамзин занимает особое место в истории отечественной культуры. <...> Завоевав сердца образованных читателей, уже знакомых с европейской классикой как автор «Бедной Лизы» он создал многотомную «Историю государства Российского», открывшую им в буквальном смысле глаза на собственную историю. <...> Трудно переоценить силу воздействия его «Истории» на общественное сознание и мировосприятие современников. <...> После знакомства с ней российская общественность почувствовала невозможность оставаться в прежнем умственном и нравственном состоянии, в прежних размышлениях над историей и судьбой России. <...> Книга, создавая ощущение причастности к истории страны, формировала позитивное национальное самосознание, вектором которого становилось осознание своей принадлежности не только к собственной культуре, но к культуре и историческим судьбам всего человечества. <...> Это обращало общественную мысль к философскому осмыслению исторических событий, к разработке проблем, определивших на долгое время парадигму интерпретации взаимосвязи исторического знания и философии, круг их общих научных интересов. <...> Можно сказать, что «История государства Российского» проложила путь к взаимопониманию историков и философов, результатом которого стало появление и развитие отечественной философии истории (Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Вл. <...> Во-первых, Карамзин увидел российскую историю в беспрерывном потоке перемен – в обычаях и умах людей, в государственных законах, в разнообразных уложениях и формах правления. <...> «Не дозволяя себе никакого изобретения, – писал он, – я искал духа и жизни в тлеющих хартиях; желал переданное нам веками соединить в систему, ясную стройным сближением частей; изображал не только бедствия и славу войны, но и все, что входит в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность»1 . <...> Карамзина <...>