2016, том 18 [12] УДК 616-059; 616-054-071.3; 376.112.4 ПРИНЦИП АППЕРЦЕП ЦИИ В ОСМЫСЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИ Я А.В. Торопова, А.Р. Торопова ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Москва, Россия Аннотация. <...> Статья обращена к осмыслению психологических феноменов апперцепции и проактивного действия в контексте музыкально-терапевтического вмешательства. <...> Подробно рассматривается п роблема культурной относительности и опосредованности внутренними мировоззренческими установками любого терапевтического вмешательства, особенно когда речь идет о таких вспомогательных методах как арт- и музыкотерапия. <...> Авторы опираются на исследования в области восприятия музыки и понятие «этнослух», данные, полученн ые при изучении особенностей распознавания эмоционального содержания музыкальных стимулов разных этнокультур представителями различных этносов (российской и китайской выборок). <...> Статья очерчивает новую для методологии музыкальной терапии научную проблему, требующую дальнейшего экспериментального исследован ия. <...> Исследуя возможности и эффективность музыкотерапии, необходимо не только понимать какого рода и с какой целью используется вмешательство в системную целостность интегральной индивидуальности пациента (в которую включены и зачастую прочно заблокированы нарушения психического и физического здор овья), но и выявить все исходные факторы, влияющие на результат применения этого вспомогательного метода. <...> Одним из факторов, практически не получившим освещения в научной литературе по музыкотерапии, является фактор или принцип апперцепции. <...> 152—153], означает зависимость восприятия человеком новых событий от его прошлого опыта, «психического багажа», тех индивидуально-психол огических особенностей его личности, которые яв ляются исходными данными для любой актуальной ситуации, в том числе требующей психотерапевтического вмешательства. <...> Этот багаж памяти <...>