. 2016; 95(12) DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1198-1201 Оригинальная статья © ПОГОРЕЛОВА И.Г., АМГАЛАН Г., 2016 УДК 613.955:572.51(517.3) Погорелова И.Г.1 , Амгалан Г.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МОНГОЛИИ И ФАКТОРОВ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИХ 1 ФГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет, Минздрава России, 664003, Иркутск; 2Национальный центр общественного здоровья Минздрава Монголии, 13381, Улан-Батор, Монголия В статье рассмотрены результаты гигиенической оценки условий обучения в городских и сельских школах Монголии, социально-экономических условий проживания школьников и анализа антропометрических исследований 7–16-летних детей Монголии соценкой гармоничности их физического развития. <...> Гигиенические условия обучения в школах Монголии характеризуются нерациональной организацией учебно-воспитательного процесса, большой наполняемостью классов, определяющей недостаточную площадь на одного обучающегося, несоответствием размеров школьных парт и стульев росто-возрастным особенностям детей. <...> Сравнительная оценка социально-экономических факторов позволила установить, что большинство (84,1%) сельских школьников проживают в неблагоустроенных жилых домах и юртах, 58,5% – в многодетных семьях, 46,3% – в семьях с низким материальным достатком. <...> Получены данные о различиях в физическом развитии городских и сельских школьников, проявляющиеся увеличением с возрастом числа детей с дисгармоничным развитием, низкими параметрами физического развития, поздним (на 1–2 года) наступлением перекрестов роста и ростового скачка, характерных для сельских детей по сравнению с городскими. <...> По результатам многофакторного регрессионного анализа наиболее значимыми факторами в формировании физического развития школьников являются в порядке убывания: учебная нагрузка, место проживания, число детей в семье, неблагоустроенность условий проживания, месячный семейный доход, образование родителей. <...> При наличии этих <...>