Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645695)
Контекстум
Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности  / №12 2016

РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА КАК ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ, И ЭЛЕМЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (350,00 руб.)

0   0
Первый авторБашлыков
Страниц9
ID559977
АннотацияВ статье описаны роль и место человека-оператора как лица, принимающего решения (ЛПР), и элемента интеллектуальной системы управления сложными технологическими объектами. Представлены требования к симбиозу человека и машины. Определены принципы восприятия информации мозгом человека-оператора как ЛПР. Приведена схема структуризации информации, воспринимаемой мозгом человека-оператора. Описаны законы восприятия внешней информации левым и правым полушариями мозга. Определены принципы одновременной обработки внешних данных двумя полушариями мозга с целью ускорения обработки внешней информации. Сформулированы принципы представления информации на экранах дисплеев для ускоренной обработки информации. Описан мыслительный процесс человека-оператора в процессе управления. Сформулированы принципы анализа деятельности человекаоператора как элемента интеллектуальной системы управления
УДК681.5:622.692
Башлыков, А.А. РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА КАК ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩЕГО РЕШЕНИЯ, И ЭЛЕМЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ / А.А. Башлыков // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности .— 2016 .— №12 .— С. 11-19 .— URL: https://rucont.ru/efd/559977 (дата обращения: 17.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Башлыков (ЗАО "ВНИИСТ–Нефтегазпроект") Введение Известно [1–3], что наряду с "объективной" сложностью любого технологического объекта управления (ТОУ), определяемой все возрастающей единичной мощностью или его производительностью, наличием множества сложных элементов технологии и их взаимосвязей и ускорением динамики протекающих технологических процессов в этих элементах, можно выделить и так называемую "субъективную" сложность. <...> Под "субъективной" сложностью будем понимать ту сложность, которую представляет собой человекоператор (ЧО) как элемент системы управления. <...> Эту сложность можно охарактеризовать множеством факторов, которые будем рассматривать как классы, а именно: качество человеко-машинного интерфейса (ЧМИ), степень подготовленности ЧО как лица, принимающего решения (ЛПР), наличие средств интеллектуальной информационной поддержки принятия управляющих решений (ИСППР) [1–5]. <...> Будем считать, что грамотно спроектированный ЧМИ и наличие средств ИСППР способны оперативно сконцентрировать внимание ЧО на уровне конкретной возникшей проблемы и расставить приоритеты в случае ряда одновременно возникших проблем, уменьшая при этом воспринимаемую сложность ТОУ. <...> Как показали исследования [6, 7], хорошо обученный, тренированный на тренажере и опытный ЧО часто способен по малейшим незначительным признакам отклонений от штатного режима управления предвидеть развитие ситуации, в результате чего она становится понятной и не столь сложной для разрешения. <...> При проектировании человеко-машинных систем управления сложными и экологически опасными ТОУ, к числу которых относятся и нефтепроводы, всегда возникают вопросы [2, 9, 10]:  как оценить возможности ЧО как элемента системы управления?  как организовать симбиоз человека и машины, чтобы довести субъективную сложность системы управления до такого уровня, который может быть адекватен человеческим возможностям и способностям, особенно в экстремальных <...>