К проблеме устойчивости движения по направляющей ракетного трека УДК 534.12 К ПРОБЛЕМЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО НАПРАВЛЯЮЩЕЙ РАКЕТНОГО ТРЕКА С. В. <...> Ерофеев4 1Саровский физико-технический институт – филиал Национального исследовательского 3Нижегородский государственный технический университет им. <...> Р. Е. Алексеева, г. Нижний Новгород 4Институт проблем машиностроения РАН, г. Нижний Новгород ядерного университета «МИФИ», г. Саров Нижегородской обл. <...> При постановке высокоскоростных экспериментов на ракетном треке ВНИИЭФ в некоторых случаях движение ракетных поездов сопряжено с развитием колебаний в поперечном направлении, приводящих к износу рабочих поверхностей и в некоторых случаях разрушению опорных башмаков ступени, повреждению рельсовых направляющих ракетного трека. <...> В данной работе сделана попытка математически смоделировать движение высокоскоростных поездов по направляющим ракетного трека ВНИИЭФ на простейших моделях объекта, таких как двухмассовый осциллятор и двухопорный объект (упрощенный вариант ступени ракетного поезда). <...> Рассмотрена устойчивость поперечного движения высокоскоростных объектов по направляющей ракетного трека РФЯЦ-ВНИИЭФ. <...> Показаны зависимости динамической жесткости рельсовой направляющей в движущемся контакте от скорости движения объекта и частоты возмущения. <...> Определены области неустойчивости поперечного движения двухмассового осциллятора и двухопорного объекта. <...> При постановке высокоскоростных экспериментов на ракетном треке ВНИИЭФ в некоторых случаях движение ракетных поездов сопряжено с развитием колебаний в их поперечном направлении, приводящих к износу рабочих поверхностей и разрушению опорных башмаков ступени, повреждению рельсовых направляющих ракетного трека [1]. <...> 43 То есть в рельсовой направляющей под действием боковых нагрузок могут возникать изгибнокрутильные колебания. <...> В Институте машиноведения РАН (ныне Институт проблем машиностроения <...>