АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 1 (27) 2013 ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © КАРПУК А. В., 2013 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В. И. <...> САФОНОВА В статье рассмотрены основные музыкально-педагогические принципы Сафонова, позволившие ему в период работы в Московской консерватории подготовить плеяду выдающихся пианистов. <...> Ключевые слова: В. И. Сафонов; Московская консерватория; педагогические принципы В многогранной деятельности В. И. Сафонова значительное место занимала музыкальная педагогика. <...> Успешно начав преподавание в Петербургской консерватории (с 1881 года), Сафонов блестяще продолжил педагогическую деятельность в Московской консерватории, где вёл класс фортепиано в течение 20 лет (1885—1905). <...> Многие его выпускники впоследствии проявили себя крупнейшими мастерами фортепианного искусства, прославились на педагогическом поприще, стали известными дирижёрами, композиторами. <...> Продолжая традиции братьев Рубинштейнов, заветы своих учителей Т. <...> Брассена, Сафонов умел привить своим ученикам, наряду с техническими навыками, высокую артистическую культуру, художественный вкус, стремление к постижению 49 образной сферы исполняемого сочинения, отражению содержательной стороны интерпретации. <...> Этому в большой степени способствовал подбор высокохудожественного репертуара. <...> Учебный репертуар в фортепианных классах Московской консерватории до прихода Сафонова ориентировался в основном на внешнюю виртуозность, техническое развитие пианистов при отсутствии интереса к образно-художественной сфере исполняемых сочинений. <...> Основой этого служили взгляды некоторых теоретиков (Ф. А. Штейнгаузена, Р. М. Брейтгаупта и др.), рассматривавших физиологический процесс игры на фортепиано в отрыве от художественного содержания произведения. <...> Сафонов, преодолевая данную тенденцию в обучении, использовал новаторский подход к репертуарной политике: в его классе подлинную масштабность <...>