Пассажир Пассажирское сообщение окруженного заграждением из колючей проволоки &объекта[ (теперь Саров) с &большой землей[ зарождалось и осваивалось параллельно с развитием &объекта[. <...> Первоначально это была железная дорога, которая в Шатках становилась узкоколейной, построенной от Шатков до Сарова в 1928 г. еще при участии колонистов, доставленных в Саров и содержащихся здесь в монастырских зданиях. <...> Постройка ширококолейной дороги завершилась в 1952 г., и пассажирскими вагонами на ней первоначально служили обычные теплушки с установленными в ряд скамейками, а для обогрева в холодное время использовались буржуйки. <...> Только в 1954 г. движение открылось официально, были получены два первых, так называемых классных, вагона. <...> Перевозили эти вагоны (затем добавили еще несколько), в основном, молодых специалистов и командировочных, причем вагоны довозились до Арзамаса и там прицеплялись к одному из проходящих поездов. <...> Пассажиром № 1 секретного &объекта[ можно считать его научного руководителя академика Юлия Борисовича Харитона. <...> Вагон специального назначения до сих пор стоит на запасном пути 41 Пассажир № . <...> СТЕПАШКИН летов из Москвы до &объекта[ и обратно начались в 1946 г.), и потому был выделен специальный вагон, который и начинал пассажирское сообщение с &большой землей[. <...> О трудовых буднях тех лет вспоминают проводники А. В. Ванюшкина и К. Н. Егорова. <...> &В 1952 г. вагон Юлия Борисовича поступил на Московскую базу по обслуживанию правительственных вагонов, и надо же такому случиться, что один из проводников серьезно заболел. <...> Освободившееся место предложили мне # молодой сотруднице базы, # рассказывает проводник с 45-летним стажем К. Н. Егорова. <...> # Спецвагон стал для меня родным домом и в прямом, и переносном смысле. <...> Именно проводник этого вагона П. С. Егоров вскоре стал моим мужем, и более 30 лет мы вдвоем жили на колесах. <...> Бесчисленные командировки различной длительности, постоянное дежурство на режимном объекте, каковым <...>