ЕГОРШИН Всякий горожанин, хоть раз летом задержавшийся допоздна у окна нашего поезда, следующего из Сарова в Москву, знает, что между станциями Шатки и Арзамас-I есть остановка — станция Пешелань Арзамасского района. <...> Поезд на этой станции останавливается рядом с гипсовым заводом. <...> Из окон поезда можно хорошо разглядеть дробильные цеха завода, открытые и закрытые хранилища гипса, формовочные цеха завода и зоны отдыха, железнодорожные пути на территории завода и тонкую прямую струну подходящей к заводу со стороны высокого берега Теши узкоколейки. <...> Словом, из окон поезда на заводе видно многое. <...> Не виден только главный, начальный объект всей технологической цепочки завода. <...> Населенный пункт Пешелань (название произошло от мордовского «пекше» — «липа») известен с конца XVI века. <...> Тогда сюда, вслед за войском Ивана Грозного, взявшего 2 сентября 1552 г. Казань и присоединившего междуречье Оки и Волги к Московскому государству, пришли служилые люди. <...> И построили по правому высокому берегу Теши тыловую оборонительную линию на отрезке вдоль современного участка Ужовка — Лукоянов — Шатки — Арзамас. <...> Экскурсию ведет начальник цеха Эта оборонительная линия являлась составной частью Темниковского участка Засечной Черты — новой юго-восточной границы Московского государства. <...> Вскоре служилые люди вырубили вдоль левого берега Теши липовый лес, получили наделы (три участка по 7,5 четей — для трехпольного земледелия), обустроились и до середины XVII века несли охранную службу на оборонительной линии вдоль реки Теши и на Шатковских воротах. <...> Служилые люди были переведены на новую границу. <...> Но к XIX веку леса вокруг были вырублены под поля. <...> Лишь во второй половине XIX века жители Пешелани обнаружили, что правый высокий склон Теши — это гипсовая гора. <...> К концу XIX века местные жители уже освоили ручную технологию получения 45 гипса и использования его для хозяйственных нужд в своих подворьях. <...> Они вручную ломами долбили воронки <...>