АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ DEVELOPMENT ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY УДК 159.9.072 ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Пешкова Наталья Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. <...> Ленина, 125, г. Тула, Россия, 300026; e-mail: na_peshkova@mail.ru Кузьмина Татьяна Владимировна — студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. <...> Ленина, 125, г. Тула, Россия, 300026; e-mail: tatyana_kuzmina_95@mail.ru РЕЗЮМЕ В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей развития самооценки как фактора успешной коммуникации старших подростков с задержкой психического развития. <...> Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что самооценка влияет на развитие коммуникации старших подростков с задержкой психического развития; адекватная самооценка способствует успешной коммуникации данной категории детей. <...> Эмпирическое исследование проводилось на выборке из восьми учащихся 9-го класса с задержкой психического развития в возрасте 15–17 лет на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4». <...> Диагностическая программа состояла из следующих методик: «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» (Р.В. Овчарова), «Тест коммуникативных умений» (Михельсон, в адаптации Ю.З. Гильбуха), «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер <...> ), методика измерения самооценки Дембо — Рубинштейн (Дембо — Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан), «Самооценка личности» (О.И. Мотков в модификации Б.А. Сосновского), методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси). <...> В результате условно выделены 4 типа зависимости коммуникации от самооценки личности подростков с задержкой психического развития: вялый, скромный, прогрессивный и смешанный. <...> Использование специальной <...>