Культурная хроника Юрий Подпоренко Созвездие талантов из Апшерона Выставка «Созвездие Апшерона. <...> Азербайджанские художники 1960-1980-х годов», развернутая в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу, вызвала не только немалый искусствоведческий интерес, но и побудила к размышлениям более широкого порядка — об особенностях азербайджанской живописи и искусства в целом. <...> Еще в давние советские времена Азербайджан воспринимался во многом самой «западной» из «восточных» республик Союза. <...> И имелась в виду не только география, хотя условная граница между Европой и Азией как бы обходит Азербайджан, оставляя эту ныне независимую страну на территории Азии в непосредственной близости от Европы. <...> Культурное пограничье представителей азербайджанского искусства проявлялось в открытости миру, готовности впускать в свое творчество, в образную структуру произведений разного рода влияния и веяния, которые органично сочетались с продолжением традиций национального искусства. <...> Нынешняя выставка, включающая работы двенадцати живописцев и одного скульптора, подтверждает, что влияние европейского искусства в них, конечно, ощутимо, но не настолько, чтобы заметать буквальное следование стилистике Шагала, Пикассо или других мастеров живописи ХХ века. <...> Так, в полотнах Саттара Бахлулзаде влияние импрессионизма, конечно же, ощутимо, но при этом способствовало созданию собственной стилистики пейзажей, поэтизирующей, возвышающей достаточно суровую реальность скалистого Апшеронского полуострова, моря и силуэтов нефтяных вышек. <...> Живописец по праву считается основоположником азербайджанского импрессионизма. <...> Фигура Тогрула Нариманбекова привлекает внимание и драматической судьбой художника, и самобытностью его творчества. <...> Сын азербайджанского инженера, получившего образование в Тулузе, а затем репрессированного, и матери-француженки, он в полной мере ощутил на себе давление советской <...>