Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Т.А. Зыкина, Н.М. Скорюков
Труд: социально-философское
и нормативное измерения
Монография
Архангельск
САФУ
2016
Стр.2
УДК 349.2
ББК 67
З-966
Рекомендовано к изданию научно-техническим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор юридических наук А.Л. Благодир;
доктор социологических наук В.И. Ульяновский
Зыкина, Т.А.
З-966
Труд: социально-философское и нормативное измерения: монография
/ Т.А. Зыкина, Н.М. Скорюков; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 101 с.
ISBN 978-5-261-01141-5
В монографии рассматриваются проблемы труда, достойного труда
и достойной жизни на основе единства социально-философского
и юридического подходов. Дан анализ труда, его участников и перспектив
в условиях развития рыночных отношений в современном
российском обществе.
Монография рассчитана на научных и практических работников,
преподавателей, аспирантов, студентов юридических и философских
направлений и всех интересующихся проблемами труда, трудовой
деятельности и трудовых отношений.
УДК 349.2
ББК 67
ISBN 978-5-261-01141-5
© Зыкина Т.А., Скорюков Н.М., 2016
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2016
Стр.3
Оглавление
Введение ...................................................................................................
Глава 1. Труд как ценность культуры ..............................................
§ 1. Методологические основания и теоретические предпосылки
исследования труда ......................................................................
§ 2. Сущность труда. Потребности человека и труд в культуре
общества..............................................................................................
Глава 2. Труд в жизни общества и человека ....................................
§ 1. Труд и образ жизни человека .....................................................
§ 2. Ценность труда в этических системах .....................................
§ 3. Ценность труда в общественном сознании ..............................
Глава 3. Нормативное регулирование труда в современном российском
обществе ..................................................................................
§ 1. Современный труд с позиций юридической науки ................
§ 2. Право на свободный труд. Запрет принудительного труда.
Достойный труд .................................................................................
Глава 4. Нормативное регулирование положения работника и
работодателя в системе наемного труда ...........................................
§ 1. Нормативное регулирование положения работника в системе
наемного труда ..............................................................................
§ 2. Нормативное регулирование положения работодателя в системе
наемного труда ........................................................................
Библиографический список ..................................................................
4
6
6
12
19
19
26
31
44
44
55
68
68
85
98
Стр.4
Введение
Жизнь современного общества переполнена рисками, неопределенностями,
элементами нестабильности, проявлениями стохастичности,
зачастую неподконтрольной самому обществу, впадающему
в силу этого в череду глубинных и продолжительных кризисов.
Отчетливо осязаемым, тревожным и фундаментальным признаком
современного общества становится кризис безопасности, проявляющийся
на всех уровнях социальности и дрейфующий от личностных
начал до цивилизационных качеств. Кризис безопасности
является неизбежным следствием кризиса развития общества, а
сам кризис развития следствием дефектов матричных начал общественной
жизни, в границах которых исключительно важную роль
играет единство экономики, политики и идеологии (институциональные
матрицы по С.Г. Кирдиной). Три важнейших сферы, объективно
сложившиеся, заданные неподконтрольными отдельно
взятым социальным субъектам объективно-историческими обстоятельствами,
но и представляющие собой средоточие человеческой
активности, ума, таланта, изобретательности. Человеческий труд,
величайшее обретение и социальное изобретение лежит в основе
развития и функционирования этих сфер, наполняя их созидательными
возможностями, творческими порывами, глубинными смыслами
культуры. Необходимость гармонизация этих сфер и придание
им возможностей социально важного, социально полезного и
социально выверенного ценностными критериями культуры развития
требует обращения к труду. К труду, понимаемому и принимаемому
не в качестве физических и интеллектуальных усилий по
преодолению «сопротивления материала», а в качестве высочайшей
ценности культуры, объединяющей человека и общество и в этом
единении задающей векторы развития природных свойств человека
к личностным качествам, а общества к гуманистическим высотам.
Преодоление кризиса безопасности специалистами в области
геополитических и геоэкономических проблем видится в реализа4
Стр.5
ции концепции устойчивого развития. Конференция ООН 1992 года
по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро утвердила эту концепцию
в качестве базовой. Значительная часть ответственности
за дестабилизацию мирового сообщества возложена этой конференцией
на западную цивилизацию с ее потребительским бумом,
вакханалией потребностей и различного рода притязаний, не связанных
с трудом и его развитием. Между тем, именно «достойный
труд», являющийся основой «достойной жизни», и является тем
фундаментальным качеством человеческой жизни, которое определяет
возможности ее развития, создавая при этом, пусть и недостаточные,
но необходимые условия ее безопасности. В решении
этой задачи развитие труда, его форм, профессиональных качеств,
наукоемкого содержания, этически-нравственной состоятельности
должно стать стратегией развития современного российского общества,
реализация которой позволила бы будущим поколениям
избежать многих неприятностей и проблем, с которыми они неизбежно
столкнутся, если к реализации этой стратегии не приступить
уже сегодня.
Переход российского общества в постсоветское состояние, когда
отношение к труду конституционно закрепляется как право, а
не обязанность, существенно изменил и объективные формы труда,
и субъективное отношение к нему. Советское понимание труда
и его роли в обществе было достаточно зрелым и в полной мере
соответствовало тем целям и ценностям, которые составляли его
основу. Культ труда, характерный для советского общества, способствовал
духовному единению народа. Однако, масштабные
перемены постсоветского времени не могли не отразиться на состоянии
этой важнейшей формы существования и развития, как
общества, так и каждого отдельно взятого человека.
Основательность перемен заключалась в переходе от командноадминистративной
системы организации трудовой деятельности в
стране к рынку труда. Состояние рынка труда определяется многообразием
форм собственности, конституционно закрепленным
в современном российском обществе и определяющим рыночный
характер экономического развития современной России. Право на
труд, лишенное патерналистской опеки советского государства,
объявляется правом осуществления способности к труду (конституция
РФ) и ее развития. Реализация этого права становится личной
проблемой граждан РФ, сложность и острота которой оказываются
для значительной их части труднопреодолимыми.
5
Стр.6