Александр Грин
Серый автомобиль
http://loststranger.narod.ru/library/green1.html
"А. С. Грин. <...> Том 4": Правда; 1980
Аннотация
1
16 июля, вечером, я зашел в кинематограф, с целью отогнать неприятное впечатление, навеянное
последним разговором с Корридой. <...> Я раскланялся, пытаясь отыскать тень
приветливости в этих больших, с несколько удивленным выражением глазах, выглядящих так строго под
гордым выгибом шляпы. <...> Ничье другое присутствие так не распыляет, не
наполняет меня глубокой, древней музыкой ощущения полноты жизни и совершенного спокойствия. <...> - Да, вы
озадачиваете меня, Сидней, и я думаю, что лишь плохое состояние ваших нервов причиной такой
странной ненависти к... к... экипажу. <...> Как всегда, каждый автомобиль прибавлял несколько новых черт, несколько деталей моему
отвращению. <...> На моих глазах энергия переходила в тень, а тень в забвение. <...> Между тем, - частью рассматривая содержание картины, я обратил другую, большую часть
внимания на появляющийся в ней время от времени большой серый автомобиль - ландо. <...> Фильма вышла из американской фабрики, и съемка различных ее
сцен была произведена, судя по характеру улиц, в Нью-Йорке, следовательно, тамошняя бутафория
пользовалась предметами местными; я же не выезжал из Аламбо лет пять и никогда не был в Америке. <...> Я совершенно уверен, что
человек, проходя фруктовыми рядами Голландской Биржи и почувствовавший нужду в каком-нибудь
геодезическом инструменте, непременно увидит инструмент этот в окне невесть откуда взявшегося
специального магазина. <...>
Коррида Эль-Бассо, женщина неизвестной национальности - я говорю это смело, так как имею
для того веские основания, - была заинтересована моим изобретением из вежливости. <...> Я увижу, есть ли другой оттенок в ее лице цвета желтого мела. <...> На мое плечо легла легкая
нервная рука: не оборачиваясь, я знал, что это Ронкур. <...> Сидней, я иду в казино Лерха, там сегодня состоится <...>
Серый_автомобиль.pdf
Александр Грин
Серый автомобиль
http://loststranger.narod.ru/library/green1.html
"А. С. Грин. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4": Правда; 1980
Аннотация
1
16 июля, вечером, я зашел в кинематограф, с целью отогнать неприятное впечатление, навеянное
последним разговором с Корридой. Я встретил ее переходящей бульвар. Еще издали я узнал ее
порывистую походку и характерное размахивание левой рукой. Я раскланялся, пытаясь отыскать тень
приветливости в этих больших, с несколько удивленным выражением глазах, выглядящих так строго под
гордым выгибом шляпы.
Я повернулся и пошел рядом с ней. Она шла скоро, не убавляя и не прибавляя шага, иногда
взглядывая в мою сторону, помимо меня. Я замечал, что на нее часто оглядываются прохожие, и
радовался этому. "Некоторые думают, вероятно, что мы муж и жена, и завидуют мне". Я так увлекся
развитием этой мысли, что не слышал обращений Корриды, пока она не крикнула:
- Что с вами? Вы так рассеянны. Я ответил:
- Я рассеян лишь потому, что иду с вами. Ничье другое присутствие так не распыляет, не
наполняет меня глубокой, древней музыкой ощущения полноты жизни и совершенного спокойствия.
Казалось, она была не очень довольна этим ответом, так как спросила:
- Когда окончите вы ваше изобретение?
- Это тайна, - сказал я. - Я вам доверяю более, чем кому бы то ни было, но не доверяю себе.
- Что это значит?
- Единственно, что неточным объяснением замысла, еще во многих частях представляющего
сплошной туман, могу повредить сам себе.
- Тысяча вторая загадка Эбенезера Сиднея, - заметила Коррида. - Объясните по крайней мере, что
подразумеваете вы под неточным объяснением?
- Слушайте: лучше всего мы помним те слова, которые произносим сами. Если эти слова рисуют
что-либо заветное, они должны совершенно отвечать факту и чувству, родившему их, в противном
случае искажается наше воспоминание или представление. Примесь искажения остается надолго, если не
навсегда. Вот почему нельзя кое-как, наспех, излагать сложные явления, особенно если они еще имеют
произойти: вы вносите путаницу в самый процесс развития замысла.
Эту тираду мою она выслушала с любезной миной, но насторожась; я чувствовал, что мое
общество становится ей все тягостнее. Мы молчали. Я не знал, попрощаться мне или идти далее. К
последнему я не видел поощрения, наоборот, лицо Корриды выглядело так, как если бы она шла одна.
Наконец, она сказала:
- Брат подарил мне новый "Эксцельсиор". Большое общество отправляется на прогулку через два
дня; это будет настоящее маленькое скорострельное путешествие. Я присоединяюсь. Хотите, я возьму
вас с собой?
- Нет, - сказал я твердо, хотя острое мучение она слышала, надо думать, в тоне этого слова. Не
желая показаться грубым, я прибавил:
- Вы знаете, как я ненавижу этот род спорта. - Я едва не сказал: "эти машины", но предпочел
более общее уклонение.
- Но почему?
- Я некогда довольно распространился об этом в вашем присутствии, - сказал я, - я вызвал
веселый, слишком веселый смех, и не хотел бы слышать его второй раз.
Стр.1