Петербургский исторический журнал № 3 (2016) УДК 930(470)«20» Н. А. Власов История международных отношений или история дипломатии в Европе? <...> Проблема изучения и преподавания истории международных отношений Нового времени Для развития исторической науки вопрос профессиональной подготовки молодых научных кадров имеет огромное значение. <...> Если эта база не отвечает современным требованиям, то молодому ученому приходится в лучшем случае тратить годы на осознание недостаточности своей подготовки и заполнение пробелов. <...> В худшем же случае начинается «воспроизводство некомпетентности», когда плохо подготовленные студенты превращаются в плохо подготовленных преподавателей, и этот цикл может повториться множество раз. <...> Поэтому вопрос качества обучения истории в вузах — в том числе качества учебной литературы — никогда не утратит своей актуальности. <...> В рамках настоящей статьи данный вопрос рассматривается на примере учебников и учебных пособий по истории международных отношений Нового времени. <...> Связано это было не в последнюю очередь с появлением многочисленных факультетов международных отношений. <...> Если в советское время МГИМО занимал практически монопольное положение в сфере подготовки Saint-Petersburg Historical Journal N 3 (2016) Н. А. Власов 141 специалистов-международников, то в 1990-х гг. обучение студентов по направлению «Международные отношения» начали десятки высших учебных заведений. <...> Всё большее внимание уделяется этому предмету и на исторических факультетах российских вузов. <...> На растущий спрос быстро отреагировал рынок учебной литературы. <...> Некоторые из них подготовлены коллективами весьма авторитетных ученых, работающих в ведущих университетах страны. <...> Особенно велико число изданий, посвященных событиям бурного ХХ в. <...> Пожалуй, наиболее распространенным на сегодняшний день является учебное пособие А. В. Ревякина «История международных отношений в новое время»1 в несколько переработанном виде образовал первый <...>