Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636954)
Контекстум
Электро-2024
Историческая экспертиза  / №3 2015

Рец.: Brenk B. The apse, the image and the icon: a historical perspective of the apse as a space for images. Wiesbaden, 2010 (Бренк Б. Апсида, изображение и икона: апсида как пространство для изображений в исторической перспективе) (100,00 руб.)

0   0
Первый авторГрафова
Страниц9
ID553656
АннотацияКнига известного историка искусства Беата Бренка — это попытка проследить генезис и развитие изображений в апсидах христианских церквей, начиная с античного времени и примерно до 7 в
Графова, М.А. Рец.: Brenk B. The apse, the image and the icon: a historical perspective of the apse as a space for images. Wiesbaden, 2010 (Бренк Б. Апсида, изображение и икона: апсида как пространство для изображений в исторической перспективе) / М.А. Графова // Историческая экспертиза .— 2015 .— №3 .— С. 169-177 .— URL: https://rucont.ru/efd/553656 (дата обращения: 27.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

The apse, the image and the icon: a historical perspective of the apse as a space for images. <...> Апсида, изображение и икона: апсида как пространство для изображений в исторической перспективе) Книга известного историка искусства Беата Бренка — это попытка проследить генезис и развитие изображений в апсидах христианских церквей, начиная с античного времени и примерно до 7 в. <...> Автор монографии [Brenk, 2010] анализирует возникновение традиции украшать апсиды церквей изображениями. <...> С точки зрения Бренка, это сложный многоступенчатый процесс, и поиск прямого континуитета к должным результатам не приведет. <...> Книга Бренка, посвященная именно апсидам, касается, тем не менее, и спорного в наши дни вопроса о почитании икон в доиконоборческое время вообще1 . <...> Но как справедливо указывает сам Бренк, «проблема в том, что сохранившиеся иконы 6–7 вв. не могут сообщить нам, творили ли они чудеса, но их существование и хорошая сохранность 1 Тематика историографии иконоборчества и иконопочитания выходит за рамки данной рецензии, поэтому ограничимся короткой справкой. <...> Цель автора — не отрицать почитание образов в 6–7 вв., но проследить и диверсифицировать виды этого почитания. <...> В первой главе, озаглавленной «Фонтаны, апсиды и значение воды», речь идет об источниках иконографии апсид церквей в раннехристианское время. <...> В античное время апсида была популярной архитектурной формой при сооружении нимфейона — украшенного фонтана, который часто помещали во внутреннем дворике дома. <...> Водяные и, в частности, морские мотивы были естественным выбором для их декорации [Brenk, 2010: Col. fig. <...> По мысли Бренка, встречающиеся в раннехристианское время образцы использования таких мотивов — следствие компромисса, поиск возможности легитимизации изображения в контексте христианской церкви [Brenk, 2010: 22–23. <...> 5 вв., к примеру, апсиды Латеранского баптистерия, был способом избежать неизбежных сложных вопросов, которые могли бы вызвать изображения Христа [Brenk, 2010: 25. <...> Как полагает Бренк, символическидекоративный <...>