№ 2 (30), 2014 УДК 004.8.023, 004.83 Б. Ф. Мельников, Е. А. Мельникова, А. Н. Радионов ПОДХОД К ПРОГРАММИРОВАНИЮ НЕДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ ИГР (Часть II: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭВРИСТИКИ И ПРИМЕРЫ) Аннотация. <...> Создание интеллектуальных компьютерных игр является одним из основных направлений искусственного интеллекта. <...> Кроме того, компьютерные игры предоставляют мощный арсенал разнообразных средств, используемых для обучения. <...> Классическим метод для программирования детерминированных игр для двух лиц с полной информацией – это минимаксный алгоритм. <...> При программировании недетерминированных игр неприменимы стандартные методы, развитые для детерминированных игр. <...> Цель работы: разработать алгоритмы для недетеминированных игр, основанные на обработке модифицированного дерева поиска игры. <...> Разработаны эвристики для упорядочивания вершин в недетерминированном дереве перебора, которые сокращают время обработки узлов дерева и, следовательно, позволяют с большой вероятностью получать оценку исследуемой игровой позиции, близкую к оптимальной. <...> Также рассмотрена возможность одновременного применения недетерминированного дерева перебора и нейронных сетей. <...> В статье приведены примеры работы предложенных алгоритмов для построения конкретных оценок вершин (игровых позиций) различных уровней в недетерминированном дереве перебора. <...> Для практического применения описываемых эвристик в игровых программах необходима оценочная функция позиций. <...> В примерах работы алгоритмов значения оценок выбираются таким образом, чтобы примеры, несмотря на их малый объем, были бы интересными. <...> Разработанные авторами алгоритмы реализованы в компьютерных игровых программах, они также находят свое применение не только непосредственно в недетерминированных играх, но и в других задачах дискретной оптимизации. <...> Применение разработанных авторами эвристик позволяет повысить эффективность алгоритмов для программирования недетерминированных игр <...>