3, № 4 (12) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online) УДК 009 А. Ю. Питерова кандидат исторических наук, доцент кафедра коммуникационного менеджмента Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ И ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ И КОНЦЕПЦИИ Аннотация. <...> В статье анализируются базовые аспекты взаимодействия СМИ и целевой аудитории. <...> Дана характеристика медиаориентированного и социально ориентированного подходов, определяющих место и роль массмедиа в социальной системе. <...> Автором рассмотрены основные концепции XX века, отражающие вопросы взаимоотношений СМИ и их аудитории: концепции неограниченного и опосредованного влияния СМИ на аудиторию, а также концепция взаимного влияния СМИ и аудитории. <...> Представлены взгляды известных социологов и исследователей массовой коммуникации: Д. <...> В рамках подхода к аудитории медиа как активному элементу процесса массовой коммуникации рассматриваются такие модели, как «разработка пунктов повестки дня», «спираль молчания», «зависимость эффектов массовой коммуникации». <...> Piterova Candidate of historical sciences, associate professor Department of Communication Management Penza State University, Penza, the Russian Federation MEDIA AND SOCIETY INTERACTION: BASIC MODELS AND CONCEPTS Abstract. <...> Развитие современного общества, заинтересованного в распространении актуальной информации в массовых масштабах, сложно представить себе без журналистики. <...> Именно поэтому настолько разнообразными являются способы взаимовлияния СМИ и общества. <...> Как журналисты, так и потребители конечного медиапродукта иногда осознанно, но в большинстве случаев бессознательно, следуют определенным теориям и концепциям медиа, в которых определены цели, задачи, методы и формы Piterova A. <...> В результате у медиапродукта появляются характерные признаки, отражающие или не отражающие суть той или иной концепции. <...> Ответить на эти и некоторые другие актуальные вопросы пытаются современные исследователи и теоретики журналистики. <...> При этом информационные потребности общества могут <...>