Машиностроение и машиноведение И. И. Артемов, С. В. Кочкин, В. В. Кожевников СНИЖЕНИЕ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СБОРКИ Аннотация. <...> Рассмотрен способ сборки стальных колес, учитывающий статическую неуравновешенность обода и диска, предложен числовой метод расчета динамической неуравновешенности ободьев и дисков с помощью трехмерного моделирования, предложена конструкция устройства для определения дисбаланса, а также приведены результаты экспериментального подтверждения эффективности предлагаемой сборки. <...> Ключевые слова: вектор дисбаланса, пространственно-ориентированная селективная сборка, стальное колесо, обод, диск, трехмерное твердотельное моделирование. <...> The article describes a method of assembling steel wheels, which takes into account the static unbalance of a rim and a disk. <...> The authors suggest a numerical method for calculating dynamic unbalance of rims and discs by means of threedimensional modeling and a construction of the device to determine the unbalance vector. <...> Key words: unbalance vector, dimension-oriented selective assembly, a rim, a disk, steel wheels, three-dimensional modeling. <...> Введение Существующая технология производства стальных колес предполагает изготовление комплектующих деталей (обода и диска) методом холодной листовой штамповки и их последующей сборки, сварки, окраски. <...> Операция сборки производится без учета дисбалансов деталей. <...> Неуравновешенность колес может быть вызвана различными причинами, в частности конструкторско-технологическими дисбалансами, погрешностями изготовления, анизотропией физико-механических свойств и разнотолщинностью листового проката. <...> В результате в некоторых случаях величина главного вектора дисбаланса стального колеса превышает допустимое значение, установленное в конструкторской документации. <...> Для стальных колес в зависимости от размера допустимая статическая неуравновешенность составляет 1500…2500 г · мм. <...> Проведенные на производстве экспериментальные исследования показали, что около 0,5 % стальных колес имеют дисбаланс, превышающий допустимое значение. <...> Поэтому <...>