Машиностроение и машиноведение В. И. Волчихин, Д. В. Артамонов, М. А. Чиркина ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ АВТОНОМНЫХ БЛОКОВ ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ГЕТЕРОГЕННЫХ СТРУКТУРАХ ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЖЕНИЯХ Аннотация. <...> Предложена методика использования автономных блоков для исследования волновых процессов в гетерогенных структурах автомобильных дорог при их динамическом нагружении колесами движущегося транспорта. <...> Получены результаты математических расчетов влияния геометрии гетерогенной структуры на волновые процессы. <...> Введение Автомобильные дороги представляют собой гетерогенные структуры, составленные из слоев асфальтобетона, щебня, песка и подстилающего грунта. <...> В многофазных структурах дороги возникают динамические нагрузки, связанные с движением колес транспортных средств по асфальтобетону. <...> Нагружение гетерогенной структуры дороги осуществляется ударами и давлением элементов протектора шины колеса по поверхности асфальтобетона (рис. <...> Динамическое нагружение асфальтобетона: cv – скорость автомобиля; v – скорость прямой волны; v – скорость отраженной волны; – время задержки отраженной волны 153 Известия высших учебных заведений. <...> Поволжский регион В асфальтобетоне под колесом автомобиля возбуждается медленная поперечная волна, распространяющаяся в направлении движения автомобиля, Скорость распространения волны равна скорости движения автомобиля. <...> С другой стороны ударами элементов протектора шины колеса будут возбуждаться упругие (акустические) волны, которые распространяются вовнутрь гетерогенной структуры дороги. <...> Скорость распространения этих волн (1000–4000 м/с) примерно на два порядка больше скорости распространения прямой волны. <...> Часть этой волновой энергии отразится от многофазной структуры дороги и вторично нагрузит область асфальтобетона под колесом автомобиля (рис. <...> Таким образом, вслед за прямой волной с временной задержкой будет распространяться <...>