ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОГО ЗНАНИЯ: ЛЕЙБНИЦ ПРОТИВ ЛОККА THE PROBLEM OF INNATE KNOWLEDGE: LEIBNIZ AGAINST LOCKE ВОРОНЦОВ Евгений Алексеевич – кандидат философских наук, заведующий кафедрой истории и философии МГГЭУ (e-mail: evg-v@yandex.ru). <...> В статье предлагается сравнительный историко-философский анализ двух конкурирующих концепций врожденного знания — эмпирической, представленной Локком, и рационалистической, отстаиваемой Лейбницем. <...> Среди теоретических баталий раннего Нового времени принципиальное значение для последующей эволюции европейской мысли имел вопрос о возможности сверхчувственного познания. <...> Инклюзия № 3(27) 2016 Проблема врожденного знания: Лейбниц против Локка В ходе острой идейной борьбы, развернувшейся между сторонниками и противниками сверхчувственного постижения реальности, на первый план выходит проблема доопытного содержания нашего сознания [3, с. <...> Локк редуцирует теорию врожденного знания к признанию «неких первоначальных понятий, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир» [8, с. <...> Считая концепцию врожденного знания логически и эмпирически несостоятельной, автор «Опытов» видит свою за№ 3(27) 2016 Человек. <...> Инклюзия 43 Е.А. Воронцов дачу в опровержении «главного довода» сторонников данной концепции, согласно которому существование врожденного знания «доказывается» фактом общепризнанных положений [8, с. <...> «Довод со ссылкой на всеобщее согласие заключает в себе тот изъян, что, будь даже в самом деле верно, что существует несколько признаваемых всем человечеством истин, он все-таки не доказывал бы врожденности этих истин» [8, с. <...> В первой книге «Опытов» отвергается врожденность фундаментальных принципов в области умозрения (гл. <...> Отсутствие врожденных принципов в области умозрения Локк доказывает посредством анализа двух базовых аксиом мышления — закона тождества («вещь тождественна самой себе») и закона противоречия («одна и та же вещь не может быть и не быть»). <...> По мнению Локка <...>