ПОЛИТИКА ЗАЯВЛЕНИЯ министра образования и науки: дискуссии продолжаются После назначения на должность министра образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой прошло не так много времени (это событие произошло 19 августа), но за этот короткий период она успела сделать много различных заявлений, которые активно обсуждаются в профессиональной среде, и не только. <...> Мы решили узнать мнение экспертов о некоторых наиболее резонансных высказываниях министра. <...> Подчинение школ федеральному центру В своем интервью газете “Аргументы и факты” от 9 ноября 2016 г. министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что сейчас у министерства “появилась возможность выстроить более жесткую вертикаль власти” по отношению к школам. <...> Как вы оцениваете перспективу федерального подчинения школ, и как это может отразиться на их самостоятельности? <...> Самостоятельность, энергетика, инициатива Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Я понимаю обеспокоенность министра по поводу того, что федеральная политика не оказывает прямого влияния на систему общего образования. <...> Специалисты нашего института недавно завершили книгу, посвященную особенностям управления образованием в разных государствах с федеральным устройством. <...> Так, в США процессы десегрегации школ происходили по инициативе федерального центра. <...> ОДвО 35/2016 5 ПОЛИТИКА Однако история учит нас, что усиление федерального центра в такой сложной стране, как Россия, оправданно только в том случае, если решаются очень конкретные мобилизационные задачи. <...> Во всех остальных случаях следует признать, что главная энергетика образования, особенно школьного, находится в локальных сообществах. <...> И если от них только требовать, а не давать им права, самостоятельность, то они будут пассивными, и их энергетика пойдет на спад. <...> Задача федерального центра состоит в том, чтобы найти баланс между политикой прямого действия и повышением ответственности <...>