Определены причины востребованности или невостребованности историко-педагогического знания. <...> Методология истории педагогики, история педагогики и образования, история педагогической культуры. <...> История педагогики, как и любая другая наука, время от времени переосмысливает подходы к пониманию ее предмета и методов, к логике историкопедагогического познания и к исследовательским стратегиям, которые будут способствовать дальнейшему продвижению. <...> Особенности этого «дрейфования» будут охарактеризованы нами в трех блоках: для первого ключевым станет вопрос о том, какова внутренняя структура предмета истории педагогики, для менный этап развития педагогического знания характеризуется стремительным расширением поля историко-педагогических исследований. <...> Речь идет о переосмыслении и того, что есть педагогическая реальность прошлого, и того, как следует ее изучать. <...> «История образования» имеет сейчас достаточно широкие границы: «локальная, национальная, региональная и глобальная история школ, университетов, органов образовательной политики, учебных планов, способов обучения, образовательных идей, история социализации любого рода рассматривается в мозаике истории образования» наряду с историей детства, историей учебников, школьной моды, архитектуры и т.д. <...> Утверждение о том, что педагогическое прошлое представляет собой совокупность феноменов культуры, еще не стало аксиомой. <...> 30], далеко не всеми историками педагогики включается в состав предмета своего изучения. <...> . Рассмотрение повседневной культуры школы и класса, школьного «культурного кода» превращает образ школы в источник историко-педагогических исследований. <...> Без истории практик и обычаев воспитания, пространства социализации, увиденного «с той стороны», из «мира детства», история обучающегося и обучающего, воспитывающего и воспитывающегося была бы неполной. <...> История детства отражает жизнь ребенка в семье, в школе, на улице, включенность <...>