Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №10 2016

О МУЗЫКАЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторРовенко
Страниц14
ID546413
АннотацияЗнакомясь с трудами, посвященными контактам между видами искусств, можно заметить, что речь идет преимущественно о трех феноменах: 1) о взаимовлиянии искусств; 2) об их синтезе и 3) об их онтологическом родстве. Воздействие искусств друг на друга сопряжено с заимствованием эстетических идеалов, художественных образов, стилистических ориентиров, а иногда и конкретной тематики одним искусством у другого. В истории нередки примеры несинхронной эволюции литературы, музыки, архитектуры, скульптуры, живописи: в этих случаях общее направление развития художественной культуры, открытое сперва в том или ином искусстве, осваивалось затем иными. Так, черты романтического мироощущения наметились первоначально в творчестве мастеров слова, а, скажем, живописный импрессионизм возник несколько ранее литературного и музыкального. Претерпевали неодновременные изменения и средства выразительности, причем имела место корреляция определенных качеств, присущих выразительным средствам в разных искусствах.
Ровенко, Е.В. О МУЗЫКАЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ / Е.В. Ровенко // Философские науки .— 2016 .— №10 .— С. 69-82 .— URL: https://rucont.ru/efd/546413 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыка О МУЗЫКАЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ Е.В. <...> РОВЕНКО Знакомясь с трудами, посвященными контактам между видами искусств, можно заметить, что речь идет преимущественно о трех феноменах: 1) о взаимовлиянии искусств; 2) об их синтезе и 3) об их онтологическом родстве. <...> Воздействие искусств друг на друга сопряжено с заимствованием эстетических идеалов, художественных образов, стилистических ориентиров, а иногда и конкретной тематики одним искусством у другого. <...> Так, черты романтического мироощущения наметились первоначально в творчестве мастеров слова, а, скажем, живописный импрессионизм возник несколько ранее литературного и музыкального. <...> Претерпевали неодновременные изменения и средства выразительности, причем имела место корреляция определенных качеств, присущих выразительным средствам в разных искусствах. <...> Призванные выражать одну духовную идею, искусства, участвующие в синтезе, должны привести весь спектр своих выразительных средств в единство с общим замыслом; однако средства эти останутся имманентными их природе: пространственной или темпоральной, гаптической1 (чувственно-осязательной), оптической или аудиальной и т.д. <...> Вагнер в поисках Gesamtkunstwerk, помышляя о грядущей утрате автономии искусств ради их гармоничного единения, не стремился наделить искусства не свойственными им чертами, т.е. сделать 68 Е.В. РОВЕНКО. <...> О музыкальности пространственных искусств… так, чтобы искусства перенимали друг у друга выразительные средства, пытаясь выйти за пределы, полагаемые их сущностью. <...> Родство искусств – нечто совершенно иное; оно не предполагает ни собственно объединения разных видов искусств во взаимосвязанную целостность, ни посягательства на художественную самодостаточность того или иного вида искусства, ни отрицания определенных привилегий каждого из них. <...> Во-первых, сущностное родство искусств проистекает из бесспорного наличия единых принципов <...>