Поступила в редакцию 28.10.2016 г. UDC 37.03 О.А. СКОРКИН ОЦЕНИВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ Аннотация: Организующий принцип университета как выс шей формы институциализации в системе образования прошел долгий и извилистый путь от идеи разума (у Канта) через идею культуры (у немецких идеалистов) до нынешней технобюрократической идеи эффективности (качества, совер шенства). <...> В связной цепи образования от дошкольного до самообразования в период трудо вой деятельности и на каждом этапе эффективность требует оценивания каждого зве на и каждого этапа и отражает качество управления процессом образования. <...> Скоркин Олег Алексеевич – кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института филосо фии РАН (Москва). <...> Оценивание в системе образования: проблема измерения Ключевые слова: мировоззрение, разум, культура, эффективность, гуманитарные науки, информационные технологии, функциональная неграмотность, потребители об разования, элементы системы образования, оценки качества образования. <...> Такая градация уровней образования повсеместна – на чальное (умение читать, писать, считать, приобретение радости познавания), общее (освоение тезауруса, соответствующего стране и эпохе, формирование мировоззре ния, выбор жизненного пути), высшее (университет, путь реализации себя как лич ности). <...> За века общее образование с отдельными национальными, географическими и другими особенностями обрело массовый характер и облик средней школы. <...> Наи большее различие в западноевропейской культуре к началу XX в. оказалось между английской и немецкой школами. <...> Кстати, особенность государственной системы и несколько поздняя институ ционализация образования отражает самобытность и действенность российского пути 185 НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ развития. <...> XX в. еди нообразная средняя школа достигла высоты, невиданной ранее у немецкой школы. <...> Идея университета как высшей ступени образования тоже прошла <...>