2016.2.2153 Н.Г. ЗЕНЕЦ, Л.А. МАКСИМЕНКО ЭТИЧЕСКИЕ ЭКСПЛИКАЦИИ ГЕРАКЛИТОВСКОГО ЛОГОСА* Аннотация: В статье рассматривается этическое содержа ние понятия Логоса, введенного Гераклитом. <...> Именно это поня тие, на наш взгляд, может оказаться путеводным в поиске осно вания нравственного самосознания современной культуры. <...> Акту альность обращения к ранним истокам сопряженности нрав ственности и рациональности сегодня вряд ли вызывает сомне ния. <...> В статье показано, что в гераклитовском понимании Логоса неявно присутствовала тес ная связь между этосом и Логосом. <...> Каждая эпоха ставит философию перед необходимостью поиска ответов на ту или иную возникающую духовную проблему, имеющую отношение к становлению нравственного самосознания человека и общества. <...> В данной статье речь пойдет только о европейской культуре, которая в ХХ, осо бенно ХХI столетиях пребывает в перманентном поиске своего основания. <...> Исходно Зенец Нина Геннадьевна – доктор философских наук, профессор кафедры философии ОмГМУ (Омск). <...> Поиск оснований бытия всегда был уделом онтологии. <...> С точки зрения метафизической традиции, онтологи ческое зерно природы человека коренится в выслушивании суждения Сущего «Аз есмь». <...> Логос фактически стал символом культуры западного типа, пройдя ряд исторических трансформаций. <...> Но именно это понятие, на наш взгляд, может оказаться путеводным в поиске основания нравственного самосознания со временной культуры. <...> При всей исходной греческой многозначности и исторической вариативности интерпретаций в Логосе схватывается «единость», сквозная упорядоченность бытия и сознания, противолежащая всему бессмысленному, бессловесному, бесформенному в мире человека. <...> Логос предстает как свидетельство целостности и собранности всего сущего, а уже через это – разумности и моральности такого сущего, как человек. <...> , размышляя о трансфор мациях Логоса в западноевропейской культуре, выделяет дометафизический <...>