мнение Создание вузов совершенного качества (excellence) в России Статья наших постоянных авторов Станислава Иванова и Ирины Волковой посвящена проблемам формирования рейтингов и повышения качества обучения в соответствии с международными процессами и европейскими стандартами, и носит несколько полемичный характер. <...> Мы публикуем этот материал и приглашаем наших читателей к дискуссии по затронутым вопросам. <...> Почему у российских университетов низкий международный рейтинг? <...> Как известно, Болонское соглашение по созданию единого европейского пространства высшего образования, которое Россия подписала в 2003 году, включает шесть общих элементов реформы: чем первая из них непосредственно связана с рынком труда; ского континента; • университетская система, предполагающая два уровня степеней, бакалавра и магистра, при• система академических дипломов, признаваемых и сопоставимых в масштабах всего европей• повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей; • ECTS – Европейская система признания зачетных единиц; • сотрудничество в области качества; • придание высшему образованию европейского измерения. <...> Из этих шести элементов два последних, напрямую связанных с качеством, диверсификацией, классификацией, рейтингованием и глобальным измерением высшего образования, нашими органами управления высшим образованием полностью игнорируются. <...> В настоящее время российская система высшего образования, с одной стороны, сохранила советскую структуру массового высшего образования и государственный мелочный контроль над вузами, функционирующими по единым ФГОСам, а с другой стороны, предоставила нескольким десяткам вузов (около 40) полную автономию и дополнительное финансирование. <...> Эти вузы функционируют по своим собственным стандартам и нуждаются в независимой оценке, как это рекомендовано Болонским соглашением, т.к. их цель – обеспечивать не просто качество, а совершенное качество <...>