Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Личность. Культура. Общество  / №3 (73-74) 2012

РАЗУМ И МЕНТАЛИТЕТ (К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО) (100,00 руб.)

0   0
Первый авторМежуев
Страниц9
ID545219
АннотацияНедостатком обсуждаемой концепции В.Ж. Келле является не совсем удачный выбор терминов. Вместо «интеллектуального» и «духовного» следовало бы говорить о разуме и менталитете, понимая последний термин в духе школы Анналов и по аналогии с термином «культура» в знаменитой монографии А.Я. Гуревича. Речь идёт о противопоставлении рационально-критического отношения к миру тотальному господству нерефлексивной традиции. В этом смысле переход от Средневековья к Новому времени в Западной Европе был на самом деле сменой этих культурных парадигм. В России аналогичные процессы или не начинались, или не были завершены, в результате чего в стране доминирует дорациональная культура (менталитет) традиционного общества. Это обстоятельство определяет специфику политических процессов в стране, в том числе совсем недавних
Межуев, В.М. РАЗУМ И МЕНТАЛИТЕТ (К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО) / В.М. Межуев // Личность. Культура. Общество .— 2012 .— №3 (73-74) .— С. 285-293 .— URL: https://rucont.ru/efd/545219 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 (№№ 73–74) существует, функционирует и развивается культура интеллектуальная… Нормаль ное бытие интеллектуальной культуры предполагает ее существование в определен ном духовном “обрамлении”. <...> Здесь применима идея Канта о первенстве практичес кого разума над теоретическим. <...> Идеальной моделью является гармоническое отно шение между интеллектуальной и духовной ветвями культуры. <...> Келле остановился на констатации взаимодействия двух начал культуры. <...> Но как тогда понимать идею о примате прак тического разума? <...> И, если эти начала представляют собой две ветви культуры, то где их ствол? <...> В.М. МЕЖУЕВ РАЗУМ И МЕНТАЛИТЕТ (К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО) Аннотация: Недостатком обсуждаемой концепции В.Ж. Кел ле является не совсем удачный выбор терминов. <...> Вместо «интеллектуального» и «духов ного» следовало бы говорить о разуме и менталитете, понимая последний термин в духе школы Анналов и по аналогии с термином «культура» в знаменитой монографии А.Я. Гуревича. <...> Речь идёт о противопоставлении рациональнокритического отношения к миру тотальному господству нерефлексивной традиции. <...> В этом смысле переход от Средневековья к Новому времени в Западной Европе был на самом деле сменой этих куль турных парадигм. <...> В России аналогичные процессы или не начинались, или не были завер шены, в результате чего в стране доминирует дорациональная культура (менталитет) традиционного общества. <...> Kelle’s conception discussed in this article suffers from an unfortunate choice of terms. <...> Instead of intellectual” and “spiritual” it would be more fitting to use the terms “rea son” and “mentality”, understanding the latter in the vein of the Annales school, and by analogy Межуев Вадим Михайлович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Инсти тута философии РАН (Москва). <...> Вопрос о соотношении интеллектуального и духовного, занимавший В.Ж. Кел ле в последние годы его жизни, отражал, как мне кажется, его глубокую убежден ность в несводимости человеческой культуры к одной лишь научно <...>