2 (№№ 71–72) Вопросы теории и методологии П.К. ГРЕЧКО ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕВЕРСИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ: ОТ ПОНЯТИЯ К КОНЦЕПТУ Аннотация: В статье рассматриваются отношения между понятием и концептом – преимущественно в социальногума нитарной сфере. <...> 69 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ самостоятельный предмет исследования. <...> Вебера, его можно было бы назвать Entzauberung der Welt – «расколдованием мира». <...> Собственное же, из историкофилософского контекста вырастающее опреде ление концепта звучит у авторов так: «концепт – это завязь новых смыслов, новых идей, новых понятий, инновационных вариантов. <...> Историческая реверсивность мышления: от понятия к концепту или абсолютный масштаб, выступило как «знающий себя разум», как «всеобщность, удостоверенная в своем конкретном содержании как в своей действительности» [2: 406, 407]. <...> Даже если концепт – это «событие, парящее над всяким 71 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ опытом», все равно опыт нужен – хотя бы для того, чтобы было над чем парить. <...> Стоит обратить внимание и на наречное усиление «все еще» – оно указывает на сожаление и подтверждает верность принятому направлению исследования (разви тия). <...> Поппера, этот комочек хаоса можно было бы назвать целой частью мира или целой частью природы (2)). <...> Историческая реверсивность мышления: от понятия к концепту карикатура на свободу. <...> На субстанцию, как кажется, выводит нас логика внутреннего, на себя обращенного и в себе замкнутого, развития мысли, т.е. план имманенции, но в действительности мы имеем здесь дело с планом трансценденции: обосновывающее 73 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ (означаемое) и обоснованное (означающее) должны иметь разный реальностный статус, иначе нам не уйти от порочного круга, не выпутаться из масла масляного. <...> Впрочем, план имманенции здесь всетаки есть – это трасцендентальный субъ ект, т. е субъект, лишенный своего естественного эмпирического «обременения», своей фактической, или индивидуальной, дискретности, способный <...>