ЦЕРКОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ* Аннотация: В публикуемом фрагменте рассматриваются сходства (параллели) иудейской и христианской религий с примитивными религиями, в частности в природе божеств и формах культа (обрядах). <...> Далее автор переходит к вопросу о возникновении жречества и рассматривает ранние этапы этого процесса: выделение жреческих функ ций из функций знахаря и закрепление их через наследование жреческих обязанностей потомками. <...> Ключевые слова: религиозные институты, религиозные идеи, обряды, умилостиви тельные обряды, знахари, жрецы и жреческая функция. <...> Должны ли мы сказать, что в то время как все остальные религии естественны, религия иудеев, дошедшая до нас с модифика циями, сверхъестественна? <...> Церковные институты Прежде всего, протоплазма суеверий, в гуще которой развилась религия евреев, обладала той же природой, какая обнаруживается повсюду. <...> Общее название Элогим охватывало выдаю щихся живых людей, обычных призраков, высших призраков, или богов. <...> Из этих представлений выросло, как и в других случаях, умилостивле ние или культ различных сверхъестественных существ – политеизм. <...> То, что долгое время сохранялась вера в дру гих богов, кроме Яхве, показывают жертвы, приносимые им Соломоном, а также осуждающие заявления пророков. <...> Более того, даже после того, как Яхве стал при знанным великим богом, общие представления оставались в сущности политеисти ческими. <...> V, 10001120) боги и богини изображались сражающимися мечом или копьем в битвах смертных, которым они сочувствовали, так и ангелы и архангелы еврейского пантеона описывались воюющими на небесах, 39 КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ в то время как народы, коим они покровительствовали, сражались на земле. <...> Видя, стало быть, что первоначально Яхве был одним из многих богов и лишь впоследствии стал высшим, спросим себя, какова была его природа, судя по сохра нившимся документам. <...> Не полагаясь на сказание об Эдеме (вероятно, заимствован ное у аккадцев <...>